Прозападный вариант: определена схема расширения Московского вокзала

Автор фото: архив "ДП"
Один из вариантов вокзала ВСМ на месте складов Кокоревых

Историческим складам Кокоревых на Лиговке грозит полный снос под ж/д вокзал. Проект готовят для совета по наследию.

Как сообщил 9 сентября журналистам глава комитета по транспорту Кирилл Поляков, Московский вокзал "будет расширяться", а расширение будет происходить за счёт строений, расположенных к западу от путей. Это необходимо для подключения вокзала к высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Петербург — Москва. Выход собираются организовать к проектируемой станции метро "Лиговский проспект — 2".
Источники "ДП" сообщили, что снести склады и разместить на их месте вокзал — решение РЖД. Однако решение о том, каким образом будет проходить реконструкция прилегающей территории, РЖД примут совместно с городом и с учётом всех необходимых процедур и консультаций. По словам источника, проектирование ведёт Проектный институт №1, который также занимается Сестрорецкой ж/д (её, как сообщал "ДП", хотят частично убрать под землю).
Прежде разрабатывались три варианта размещения терминала высокоскоростной магистрали: два к западу и один к востоку от железной дороги (см. "ДП" № 187–188 от 18.12.2020). Оба западных варианта предполагали строительство терминала на месте старинных зданий — бывших складов Кокоревых (Лиговский пр., 50), которые ныне сдаются в аренду. Отличались варианты тем, куда направить основной пассажиропоток — к Московскому вокзалу или в сторону Лиговского проспекта. Вариант с Лиговским, в свою очередь, имел то преимущество, что позволял подключиться к одноимённой станции метро, для которой в перспективе планируется построить второй выход (примерно по типу того, как сделано на Ладожском вокзале).
Проблема в том, что по ныне действующему законодательству сносить склады Кокоревых нельзя: они хоть не считаются памятниками архитектуры, но находятся в охранной зоне. Поэтому, в то время как в Москве основные решения по вокзалу ВСМ уже утверждены (о чём накануне сообщил мэр Сергей Собянин), в Петербурге на самом сложном участке проект провис.
В конце минувшего года возможные решения обсуждались на совещании в КГИОП, посвящённом предстоящим корректировкам городского закона об объединённых охранных зонах. Тогда в комитете по охране памятников говорили, что ведётся "плановая работа по уточнению отдельных положений" закона. В комитете по транспорту сообщили, что КГИОП предложил выходить на Совет по наследию. Для чего сейчас готовятся документы. По сведениям комитета по транспорту, сносить, скорее всего, придётся все здания складов. Комментарии КГИОП оперативно получить не удалось.
Градозащитники выступают против сноса складов и считают, что РЖД следует искать другие варианты. В любом случае, как отметил в комментарии "ДП" зампред петербургского ВООПИиК Александр Кононов, цикл корректировки 820–го закона занимает минимум 3 года, поэтому быстро внести правки в него не получится.
Впрочем, отметим, теоретически проект могут согласовать на соответствие режимам и без корректировки 820–го закона. Например, объявить, что склады не являются дореволюционными, поскольку подверглись множеству перестроек в советское время и утратили свой подлинный облик. Такой метод пользуется последнее время большой популярностью.