Страх — лучший продавец: теракты 11 сентября изменили мир

Автор фото: Антон Ваганов
11 сентября — печальный юбилей. Мир будет поминать тысячи жертв терактов в США, случившихся 20 лет назад, 11 сентября 2001 года. Теракты были признаны крупнейшими за всю историю человечества, они потрясли людей во всём мире и в итоге вызвали заметные изменения не только в общественной жизни, но и в бизнесе.
Обществу пришлось смириться со значительными ограничениями свобод. Прежде всего в виде дополнительных досмотров в аэропортах, поскольку террористы использовали в качестве оружия массового поражения гражданские самолёты. Но не только. В США и ряде других стран во имя борьбы с терроризмом были расширены полномочия полиции и разведывательных служб по прослушиванию телефонных разговоров и другим способам слежки за гражданами. Общественные протесты против этих мер результатов не дали.
Вместе с тем бизнесу, как всегда, удалось заработать на переменах. Поставщики оборудования и услуг для досмотра, прослушивания и слежки потирали руки. Снижение интереса пассажиров к авиаперелётам оказалось кратковременным и большого ущерба мировой экономике не нанесло.
Нечто подобное, только не привязанное к конкретной дате, человечество переживает два десятилетия спустя. Пандемия коронавируса оказалась тысячекратно страшнее самого страшного теракта — она меньше чем за 2 года унесла уже миллионы жизней и продолжает уносить.
Немудрено, что и потрясения от ковида стали гораздо масштабнее. Ограничения теперь касаются не только свободы перелётов. Мы ходим в масках и намного реже собираемся на публичные мероприятия, привыкнув общаться преимущественно онлайн. Даже в магазины и общественный транспорт заходим с опаской.
Но, как обычно, и в этой ситуации есть выигравшие стороны. "ДП" регулярно пишет о компаниях, сумевших кратно увеличить выручку за время пандемии. Это и сервисы доставки, и фармпроизводители, и поставщики услуг для общения и развлечений онлайн, и много кто ещё. Их никто не осуждает: напротив, все благодарны за то, что они дают возможность сохранять или даже улучшать качество жизни в нелёгкие времена. Зарабатывать, принося пользу людям, — не в этом ли предназначение любого хорошего бизнеса?
Однако тренд намечается неприятный. Будет очень обидно, если следующий технологический и экономический рывок человечеству придётся делать в ответ на новую угрозу, уже с миллиардами жертв. Лет этак через двадцать.