Отлаженная механика решения задач: как изменился рынок грузоперевозок за 20 лет

1873
dp.ru
22 сентября 2021, 12:43

Журналист "Делового Петербурга" посетил один из крупнейших логистических терминалов Петербурга и увидел, как работает индустрия грузоперевозок изнутри.

Складской комплекс "Армада Парк" хорошо виден с Московского шоссе. Заметив его со стороны Москвы, водитель понимает, что приехал в Петербург. Сейчас можно будет выезжать на КАД и двигаться уже к нужному адресу. Но масштабная постройка выполняет функцию ворот в Северную столицу и в другом смысле. Именно сюда свозится значительная часть поступающих в город извне грузов. Они идут на терминал компании "Деловые Линии", расположенный в "Армаде". Компания — один из старейших игроков отрасли, в этом году ей исполняется 20 лет.

Наука доставлять

Общая площадь терминала — 10 тыс. м2, что позволяет единовременно хранить грузы объёмом более 11 тыс. м3. Здесь формируются партии сборных грузов, которые потом отправляются по всей стране вплоть до Владивостока. Но чаще всего они едут в Москву и города Северо-Запада: Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Вологду. Ежедневно сюда приезжают на погрузку около сотни фур и малотоннажного транспорта. Последние собирают заказы со всего города либо, напротив, принимают груз для развозки.

Объёмы перевозок здесь измеряют в основном в кубометрах. За сутки набегает примерно 3,5 тыс. м3.

Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин

Поскольку груз отправляется в самые разные точки страны, одна из важнейших задач транспортной компании — правильно его распределить по машинам, чтобы "не возить воздух". За это отвечают логисты, которым помогает специальное программное обеспечение и отлаженный процесс оперативной передачи информации о принятом грузе. Современная логистика — это в первую очередь цифровизация, отмечают специалисты. Компании удаётся добиться более чем на 90% загрузки фур, причём возможности копить груз на складе нет — надо укладываться в сроки доставки. Например, коробка, сданная в Петербурге, должна оказаться в Петрозаводске уже на следующий день.

От личных вещей до колоколов

По огромному залу терминала снуют погрузчики, у штабелей с грузом работают приёмосдатчики. Вот один из них наклеивает штрихкоды на пирамиду небольших одинаковых коробок. Около штрихкодов указаны города назначения: Москва, Петрозаводск, Владивосток. Видимо, это партия заказов от интернет-магазина.

Рядом сложены упаковки с этикетками IKEA. Этот магазин — крупный партнёр "Деловых Линий". Покупатель на сайте IKEA может выбрать доставку транспортной компанией, и тогда его заказ сначала прибудет сюда, после чего отправится на адрес получателя. Таких заказов здесь обрабатывают около 160 в день. Их география — весь Северо-Запад России.

Чуть дальше — аккуратная стопка домашних вещей с наклейкой "Тула". Возможно, их хозяин собрался переезжать.

Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин

Неподалёку видны рулоны тракторных гусениц. Всевозможное промышленное оборудование — частый гость на терминале. Здесь вспоминают, как недавно отправили на север 20-тонную плавильную печь. Вообще, "Деловые Линии" часто берутся за самые нестандартные и эксклюзивные заказы. Например, компания доставляла многотонные колокола и бюсты Александра Невского для Александро-Невской лавры, раритетный автомобиль BMW 1944 года выпуска, списанные пушки из воинской части и т.д. А как-то раз компанию попросили срочно доставить во Владивосток микрофон со стразами, который одна из звёзд отечественной эстрады забыла в Москве. Заказ выполнили, и выступление не было сорвано.

Грузы на высоких шестиярусных стеллажах не только ожидают отправки. Здесь также оказываются услуги по ответственному хранению. Заказчиком может быть как обычный человек, желающий освободить пространство в своей квартире, так и компания, которой нужно где-то хранить временно неиспользуемое оборудование или товары.

Люди прежде всего

Внешнее спокойствие на терминале обманчиво. Здесь уже знают, что пиковые дни приёма и выдачи заказов — это понедельники и вторники. Кроме того, всплеск активности клиентов приходится на конец каждого месяца и квартала, когда компании закрывают свои периоды. Предвидеть это и заранее усиливать рабочие смены — это прямая компетенция руководства терминала.

К слову, персонал, включая руководящий, обычно "растёт" внутри компании. Большинство бригадиров и начальников смен начинали здесь простыми приёмосдатчиками. В "Деловых Линиях" внедрена система обучения персонала — того же приёмосдатчика учат на предприятии целый месяц. Опытные сотрудники не только знают на зубок все технологические процессы, но и, например, могут быстро определить объём того или иного груза.

Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин

С каждым годом им приходится усиливать свой профессионализм — рынок грузоперевозок высококонкурентен, а запросы потребителей постоянно растут. К примеру, в Москве эксперты оценивают целевой показатель сроков доставки по ожиданиям клиентов в 15 минут между заказом товара и его получением. Не стоят на месте и технологии — беспилотный транспорт, искусственный интеллект и другие решения активно осваиваются бизнесом. Тем интереснее будет наблюдать за развитием индустрии в ближайшее время.

Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция выгодна клиентам. Кроме того, мотивирует быстрее внедрять новации. Лидерство на рынке сохранят только те компании, которые будут идти в ногу со временем и не бояться перемен, считает генеральный директор "Деловых Линий" Фарид Мадани. В беседе с "Деловым Петербургом» он рассказал об основных вехах 20-летней истории предприятия, в которых отразилась история всей отрасли.

Фарид Мадани, генеральный директор "Деловых Линий"

С чего начинались "Деловые Линии"? Вы помните ваш первый заказ?

— История "Деловых Линий" началась с того, что мы арендовали скромное помещение за $250 в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником "Жёлтые страницы", где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиентов. Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и ёмкость рынка казалась бесконечной. Первая межтерминальная доставка пошла из Санкт-Петербурга в Мурманск, первая автодоставка была осуществлена по Краснодару.

Какие цели вы ставили перед собой 20 лет назад?

— В нулевые годы расти было легко: потребность в грузоперевозках оставалась стабильно высокой, конкурентов появлялось мало и места хватало всем. Весь сервис укладывался в рамки "просто довезти целым, с трезвым водителем, с задержкой не больше недели". За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали. Мы хотели разработать понятные услуги по доступным ценам, гарантировать безопасность доставки и её качество.

На рынке работает много транспортных компаний. Чем "Деловые Линии" отличаются от конкурентов?

— Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. Но внешние клиентские сервисы — лишь видимая часть айсберга. Основные технологии сосредоточены внутри: системы управления транспортом, складами и т.п. — всё то, что ускоряет, оптимизирует и удешевляет доставку. Сегодня в ГК "Деловые Линии" автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки, что позволяет экономить до 25-30% затрат и времени.

Целый ряд новаций мы запустили первыми в России: в частности, терминалы сбора данных на складах, собственный контакт-центр, сортировочную линию распределения грузов, аналогов которой в стране нет, а также систему диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне. Мы придерживаемся поэтапного пути развития. Любое решение должно быть оправданно с точки зрения эффективности. Не стоит вводить в производство технологии ради технологий.

У нас есть правило: если инновация не окупается в течение 3 месяцев после запуска, мы от неё отказываемся. Математическое моделирование, которое ГК "Деловые Линии" использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объёме и в срок.

Как отразилась на логистическом бизнесе пандемия? Чего она принесла больше — проблем или новых возможностей?

— Наш технологический задел очень пригодился в кризисной ситуации во время пандемии и даже позволил предложить клиентам новые продукты. Так, мы внедрили возможность анализа персональной отчётности по сохранности грузов и срокам перевозки, а также видеосвязь с менеджером в личном кабинете. Кроме того, мы не зависим от того, откуда работают наши сотрудники, — клиенты получают качественную услугу. Есть удалённое управление доставкой, благодаря которому менеджеры справляются с повышенным потоком заявок. Именно в период самоизоляции "Деловые Линии" были включены Минтрансом в перечень системообразующих предприятий страны — ведь мы доставляем в том числе товары первой необходимости, включая медицинское оборудование, антисептики и другие важные позиции. Кроме того, мы провели несколько профильных акций для коллег из пострадавших отраслей малого и среднего бизнеса.

Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ "Деловые Линии" оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок. Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции.

Каким вы видите ближайшее будущее логистики? Какие изменения ждут этот бизнес?

— В будущем государство продолжит борьбу с "серыми" грузоперевозчиками, тем более что благодаря big data и всеобщей автоматизации процесс их выявления значительно упростился. Рынок станет прозрачным и понятным. Логистика — максимально технологичной. Любая оптимизация будет основана на цифровых инструментах и аналитике данных. Конечно, мы ждём повсеместного применения элементов искусственного интеллекта и робототехники. Но умные системы, о которых уже неоднократно говорилось на отраслевых мероприятиях в нашей стране, потребуют значительных комплексных вложений в инфраструктуру. Достичь желаемых результатов можно будет только при тесном взаимодействии государства, бизнеса и научных сообществ. Конкуренция будет всё жёстче, ответственность бизнеса будет расти — и в лидерах будут те, кто сможет быстро адаптироваться к меняющимся условиям, интегрироваться в процессы клиента и предлагать не только качественную доставку (это уже само собой разумеется), но и комплексное решение задачи.

История компании

Источник: данные компании "Деловые Линии"

Справка о компании

Группа компаний "Деловые Линии" занимает первое место по объёму складских площадей в регионах среди логистических компаний РФ (Knight Frank, 2021) и в рейтинге служб доставки в Москве ("RAEX-Аналитика", 2020). Включена в перечень системообразующих организаций страны.

Группа компаний оказывает весь комплекс транспортно-логистических услуг: межтерминальные перевозки сборного груза (LTL), транспортировку грузов полными еврофурами (FTL), перевозки в рефрижераторах, доставку от "адреса и до адреса", авиаперевозки, контейнерные перевозки, складские и комплексные логистические услуги (3PL).

География доставки включает более 90% населённых пунктов России, а также 66 стран мира, представляющих Европу, Азию и Америку.

"Деловые Линии" сегодня — это:

  • 20 тыс. сотрудников
  • 242 подразделения
  • 652 тыс. м2 складских площадей
  • 4 тыс. современных транспортных средств разной грузоподъёмности
  • более 5 т перевозимого груза ежедневно