Статья нашлась: инфраструктурные кредиты оставят Смольный без 40 млрд рублей

Автор фото: иллюстрация Константина Мшагского
Автор фото: иллюстрация Константина Мшагского

Радость от получения федерального кредита на 24 млрд рублей Смольному омрачает то, что из–за этого он недополучит 40 млрд. Губернатор попросил правительство РФ поправить Бюджетный кодекс. В Москве обещали подумать.

На прошлой неделе стало известно, что правительство РФ одобрило выделение Петербургу инфраструктурно–бюджетных кредитов на 24,1 млрд рублей. Эти деньги город возьмёт на срок не менее 15 лет под 3% годовых. Проблема, однако, в том, что Бюджетный кодекс (ст. 93.3 п. 1) запрещает регионам, получающим федеральные кредиты, размещать свои средства на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.

Сокращение доходов на 40 млрд

"В этой связи возникает риск снижения доходной части бюджета субъекта, получившего инфраструктурный бюджетный кредит, ввиду недополучения доходов от размещения временно свободных средств бюджета… С учётом предполагаемых сроков возврата инфраструктурных бюджетных кредитов (15 лет) возможное сокращение доходов бюджета Санкт–Петербурга может составить до 40 млрд рублей за 15 лет, что сопоставимо с максимальным размером возможного к предоставлению бюджету Санкт–Петербурга инфраструктурного бюджетного кредита (24 176 000 тыс. рублей) с учётом расходов на его обслуживание", — говорится в письме, направленном губернатором Петербурга Александром Бегловым заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину (имеется в распоряжении "ДП").
В этом же письме губернатор просит рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс, чтобы снять данные ограничения. Смольный отправил письмо ещё в конце августа, но ответа, по данным "ДП", пока не получил.
"Предложение рассматривается, было дано поручение Минфину и Минстрою проработать данный вопрос и представить свои предложения", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе Марата Хуснуллина. В комитете финансов Смольного не предоставили оперативный комментарий.

Жить на проценты

Идея класть на депозиты в коммерческих банках временно свободные средства бюджета не нова: для большинства кредитных организаций этот способ восполнения своих пассивов обходился чуть дешевле, чем займы на рынке межбанковского кредитования. После череды скандалов (вернее, банкротств) и Минфин, и региональные чиновники ужесточили требования к банкам, которые могут размещать на депозитах бюджетные средства, и по размеру их капитала, и по структуре акционеров.
Самым известным местным примером стала история с кредитами "Ленэнерго" в Сбербанке, которые были размещены в депозиты в банке "Таврический" в 2013–2015 годах. К декабрю 2014–го банк оказался в трудной финансовой ситуации, и к спасению денег своей дочерней компании подключились ПАО "Россети", а также ЦБ РФ, АСВ и даже Георгий Полтавченко, на тот момент губернатор Петербурга. Весной 2015 года "Таврический" избежал отзыва лицензии, так как был передан на санацию Михаилу Прохорову в его банк "Международный финансовый клуб" с условием сохранения денег "Ленэнерго" на счетах в санируемой кредитной организации.

Очередь не стоит

Петербургский Комфин не раскрывает число аккредитованных банков (называя их уполномоченными), которые могут размещать бюджетные деньги на депозитах. По некоторым признакам можно предположить, что работать с городскими деньгами могут не более 27 кредитных организаций из 340 зарегистрированных в РФ. При этом максимальное количество участников аукционов, на которых город выбирает, где сделать вклад, в текущем году не превышало пяти. Получается, что даже самым устойчивым и надёжным банкам не очень интересны игры с бюджетными средствами. Вместе с тем бюджет раскрывает стоимость доходов, полученных от размещения денег на срочных депозитах: предлагаемые банками ставки вполне соответствуют рыночным и часто превышают условия даже для физлиц.
По данным ЦБ РФ, средневзвешенная ставка по депозитам юрлиц на срок от 1 до 3 месяцев в январе 2021 года составляла 3,86% годовых в рублях, в июне — 5,04%. Комфин в эти периоды размещал бюджетные деньги под среднемесячные 4,21% и 5,6% соответственно.
Как следует из письма губернатора, в 2019 году на депозитах Петербург заработал 2,7 млрд рублей, а в 2020–м — 1,6 млрд, что составляет десятые доли процента его доходов (в официальном отчёте Комфина цифры незначительно отличаются). Москва, например, запланировала заработать 43,6 млрд рублей (1,6% в структуре доходов).
В случае отказа от депонирования городских денег под вопросом окажется и перспектива дальнейшей деятельности перешедшей в собственность Промсвязьбанка Санкт–Петербургской валютной биржи, которая занималась размещением денег городского и областного бюджетов. Некоторые злые языки считают, что, добиваясь снятия ограничения в Бюджетном кодексе, Смольный планирует подзаработать ещё и на федеральных деньгах, размещая кредитные средства на депозитах. Однозначно утверждать, будет ли у него такая возможность, нельзя, так как механизм выделения инфраструктурных кредитов пока не опубликован. Однако едва ли она появится: скорее всего, федеральные транши станут переводить на оплату уже выполненных работ, чтобы незамедлительно расплачиваться с подрядчиками.

Меченые деньги

Как уже сообщал "ДП", Смольный смог получить инфраструктурные кредиты под три проекта: транспортная развязка с ЗСД в районе Шкиперского протока (2,5 млрд рублей), Витебская развязка (она же первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), 10 млрд рублей) и обновление подвижного состава СПб ГУП "Горэлектротранс" (11,6 млрд рублей). Вероятно, поступление налоговых и неналоговых доходов от реализации именно этих проектов в бюджет Петербурга за 15 лет превысит отчисления города на погашение и обслуживание инфраструктурных кредитов. Это ключевое требование для получения средств от Москвы. При этом Витебской развязки в заявке города не было. Как говорит источник "ДП" в Смольном, "этот проект “случайно” прошёл среди менее значимых".
"Финансовая модель Витебской развязки была фактически просчитана без этого кредита. Пока никто до конца не понимает, что это принесёт. Со Шкиперской развязкой ситуация чуть лучше, но оба объекта будут теперь под сильным контролем", — говорит собеседник издания. Ещё один собеседник "ДП", близкий к финансовому блоку, отмечает, что федеральные деньги, выделенные таким способом, подрядчики "берут" неохотно, из–за чего тоже почти на пустом месте могут возникнуть проблемы.
"Эти деньги меченые. Они контролируются очень сильно. Обязательно казначейское сопровождение. Если сорвать контракт на поставку за обычные бюджетные средства, то можно договориться, заключить допсоглашение, но не попасть в реестр недобросовестных. За федеральными деньгами смотрят 3500 глаз — от Счётной палаты до обычного МВД", — говорит он, отмечая, что мороки с кредитами будет много, поэтому далеко не все в Смольном хотели в это ввязываться.
Инфраструктурные кредиты, как и кредиты в целом, — это нормальный, жизнеспособный инструмент. То, что город им пользуется, это правильно. Экономика, существующая исключительно на свои средства, не привлекая заёмных, очень скоро придёт к стагнации или падению. Кредит — инструмент развития. Вопрос — с чего город будет отдавать эти 3%? Если бы эту комиссию взял на себя концессионер, это было бы очень выгодное дело. Получается, что город берёт кредит, чтобы построить развязки на ЗСД, которые потом получит в эксплуатацию коммерческая организация, которая и так собирает хорошие деньги с этой дороги. Было бы неплохо разобраться, почему вообще это потребовалось, почему не ЗСД финансирует? Да, городу нужны эти объекты, но они нужны и концессионеру. Видим, что в очередной раз что–то не так с этим концессионным соглашением. Нужно учесть накопившийся опыт при реализации новых подобных проектов.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"
По моему мнению, это абсолютно правильный запрет. Иначе существует возможность превращения целевых кредитных денег в способ извлечения прибыли. Акцент стоит делать на планировании денежных потоков в кредитной линии. Получение излишних денежных средств ведёт к росту стоимости обслуживания кредита и неэффективному использованию их в обороте. Это аналогично тому, если бы мы пошли в банк, взяли кредит и положили его на депозит. Но это наш выбор. А тут — целевые государственные деньги. И расходуются они строго по целевому назначению. Как самый простой пример: будут задержки с выплатой вознаграждения подрядчикам в связи с тем, что срок депозита не закончился.
Анна Затевахина
первый проректор Международного банковского института имени Анатолия Собчака
На мой взгляд, это в целом позитивный сценарий для Санкт–Петербурга: уровень долговой нагрузки бюджета остаётся сравнительно комфортным, а косвенный положительный эффект от реализации запланированных инфраструктурных проектов можно оценить достаточно высоко. Как сообщается, привлечённые средства направят на строительство развязки Западного скоростного диаметра в районе Шкиперского протока, строительство Витебской развязки и масштабное обновление подвижного состава "Горэлектротранса". Таким образом, строительные компании заплатят налоги, создадут дополнительные рабочие места, это подтолкнёт спрос на материалы и услуги в регионе. В результате экономика Санкт–Петербурга выиграет. А развитию программы привлечения средств через механизмы облигационных займов дополнительный оборот по счетам города только сыграет на руку.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"

Депозиты и как с ними бороться

Евгений Петров
Борьба за древний способ лёгкого заработка только началась — пока на уровне писем и обращений по межправительственным каналам. Интересно, знали ли чиновники регионов, столь опрометчиво подававшие заявки на дешёвые инфраструктурные кредиты, что федеральный центр другой рукой отберёт у них право получать процентный доход от временно не использованных средств бюджетов? Или не доступные для общественности обращения пишутся специально, чтобы потом показать и расписаться — мы сделали всё, что могли. И извините, что не получилось.
В любом бюджете, будь то федерация, регион, муниципалитет или среднестатистическая семья, есть временные финансовые излишки. И вместо того чтобы оставлять их лежать недвижимо и бесплатно в кошельках, умные финансисты заставляют деньги работать и извлекают из них дополнительную прибыль: то на депозит разместят, то облигации прикупят. Государственной махине, у которой доход состоит не из одной зарплаты, а из множества источников, наверное, сложно перераспределять потоки и планировать все эти расходы с точностью до получаса. Вот и образуется некий жирок, который так и тянет отдать на короткий срок в коммерческий банк, а он в качестве благодарности начислит высокий процент. И эти из ниоткуда взявшиеся излишки дохода в конце года пустить на что–то иное — допустим, на компенсации избранным категориям граждан.
Но государство обязано заставлять деньги работать, а не накапливаться в виде неизрасходованного ресурса. Правда, обычно это происходит, когда чиновник просыпается и начинает сводить цифры в середине года, ужасаться процентам неисполнения запланированного и в спешке пытаться провести торги на поиск подрядчика на латание дорожного полотна или кровли. В итоге к освоению выделенных денег приступают в осенние дожди или с первым снегом. Зато в весенне–летний период бюджет сумел немного подзаработать.
Бизнес давно страдает, что привлекает кредиты под большие проценты для выполнения работ по госзаказу — любая оплата предусмотрена после закрытия контракта и подписания всех бумажек. И расплата обходится дорого в том числе и потому, что банкам нужно обеспечить навар — гарантией получения ими государственных финансов на депозит является повышенная ставка по депозиту, который они превращают в кредит. И в конечном счёте денежный круговорот оплачивает налогоплательщик.
Понуждение регионов к отказу от депозитов, скорее всего, имеет свою тайную логику. Может быть, местные чиновники перестанут накапливать остатки на счетах и будут расходовать деньги согласно своим же утверждённым планам. Недополученные пассивные доходы придётся замещать другими источниками.