Столики вместо прилавков: нужны ли Петербургу новые гастромаркеты

Автор фото: Сергей Ермохин

Скептики сомневаются: нужно ли городу такое количество гастромаркетов, не останутся ли они пустыми? Несмотря на все опасения, прямо сейчас в Петербурге планируется открытие сразу нескольких проектов.

Формат гастромаркетов в Петербурге быстро развивается. Новые проекты анонсируются и открываются один за другим. Похоже, что дела у направления идут неплохо: поток посетителей растёт, особенно после самоизоляции и локдауна, в связи с оттоком из более дорогих заведений.

Новые объекты, прежние имена

Это довольно молодой для Петербурга формат — пионер индустрии Василеостровский рынок открылся всего 2 года назад. Затем инвесткомпания Fort Group открыла фуд–холл в ТРК "Сити Молл", а в торговом центре "Галерея" появился проект Eat Market под управлением московской компании Zemskiy Group.
Самые свежие примеры: грядущее переформатирование Московского рынка и редевелопмент лофт–квартала "Скороход". Во втором случае речь идёт скорее о создании полноценного общественного пространства со студиями йоги, коворкингами и даже концертным залом.
А вот Московский рынок собираются превратить именно в гастромаркет, хотя и с сохранением торговой функции объекта. Ранее правительство Петербурга объявило о планах модернизировать городские рынки, включая Московский. Но арендатор ООО "Московский рынок" оспорил решение городских властей о расторжении договора аренды и добился в суде права приобрести площадку.
Рыночная стоимость была оценена в 210 млн рублей. Весной 2021 года объект перешёл в собственность ООО "Московский рынок".
Московский рынок возвели в 1960–х годах по проекту архитектора Олега Голынкина в стиле сталинского неоклассицизма. В его состав входят четыре здания общей площадью 5,5 тыс. м2.
Реконцепцией площадки в Московском районе займётся Александр Шавлиашвили, создатель первого гастромаркета в городе — Василеостровского рынка. В проекте будут представлены 24 гастрономических и 30 продовольственных концепций. Открытие рынка в обновлённом формате запланировано на май 2022 года. Сумма инвестиций — 250 млн рублей.

Планов громадьё

В Петроградском районе готовятся к запуску два проекта — долгожданная реконструкция Сытного рынка и открытие гастрономического проекта "Балаган" на Малом проспекте П.С.
После нескольких лет переговоров комитет имущественных отношений перезаключил договор аренды с ООО "Сытный рынок" сразу на 5 лет. Это позволит компании запустить реконцепцию: историческое здание обещают превратить в модное пространство, построить павильоны. На территории Сытного рынка появится деревянная ресторанная улица, но сохранится формат продуктового рынка. Сумма инвестиций в первый этап оценивается в 70 млн рублей.
Как пояснил генеральный директор Сытного рынка Борис Элькин, необходимость реконструкции и переосмысления формата назрела несколько лет назад, так как рынки становятся модными местами, в них появляются кроме привычных мелких лавок фастфуды и кафе. Администрация Петроградского района поддержала инициативу.
Здание будет отреставрировано с сохранением исторических элементов, включая те, что были добавлены в 1960–е годы и не являются предметом охраны. На прошлой неделе проект получил положительное заключение КГИОП.
"Балаган" — это трёхэтажный гастромаркет на 30 корнеров площадью более 2 тыс. м2. По словам ресторатора Андрея Перцева, трёхуровневое пространство будет разделено по гастрономическим форматам.
На первом уровне разместятся fast casual операторы и зона завтраков, на втором помимо модных гастрономических концепций будут представлены винный и коктейльный бары, а также операторы по продаже разнообразного пива. Третий уровень отведён под ресторанные концепции от лидеров петербургского рынка и семейный отдых, с комфортными посадочными местами, двухъярусной детской комнатой с лабиринтами и зоной для творчества. В планах владельцев "Балагана" также задействовать прилегающие территории и кровлю для организации летних террас.
Примечательно, что проект "Балаган" презентовался ещё в прошлом октябре, а открытие было запланировано на весну 2021 года. Сейчас же сроки сдвинулись на декабрь.
Однако Андрей Перцев исполнен оптимизма: "Сейчас мы активно занимаемся стройкой, газификацией объекта, подписанием финальных договоров аренды. При постройке всё идёт хорошо, с учётом того, что мы полностью меняем помещение с точки зрения архитектуры, увеличиваем электрическую мощность, ставим лифты для удобства посетителей. Всё идёт согласно утверждённому плану".

Риск — благородное дело

Эксперты отмечают перспективность направления, однако предостерегают от возможных рисков. Гастромаркет слишком большой формат, чтобы открывать его "наудачу", так что залог успеха — в тщательном планировании.
"Новый маркет — это для всех игроков конкуренция, а конкуренция развивает индустрию. Другое дело, что такие амбициозные проекты, как “Депо” в “Варшавском экспрессе”, который обещает быть гигантским, — это не для Петербурга. Сейчас многие хотят камерности, уюта. Тот же рынок на Васильевском острове успешный, потому что компактно устроен. Там всегда набито битком, а это притягивает", — говорит ресторанный обозреватель Анна Коварская.
Данил Герасимиди, основатель и руководитель компании Gastronorma, считает, что в Петербурге можно сделать до пяти гастромаркетов размером как Василеостровский рынок. Причём от их появления выигрывают все. Такие объекты являются центрами притяжения и сильно влияют на посещаемость в окрестных кафе, особенно если это тоже формат фастфуда. Ключевую проблему эксперт также видит в заполняемости.
"Сильный гастромаркет с большим количеством корнеров привлекает гостей и даёт атмосферу выбора. Слабая сторона гастромаркетов заключается в том, что если он не наполнен гостями, то становится крайне непривлекательным. Лучшим украшением такого пространства является массив гостей, который создаёт атмосферу рынка. Гастромаркет — это очень рискованно", — добавляет Герасимиди.
Главный редактор портала Restorating Александра Попова уверена, что гастромаркеты и фуд–спейсы — тема актуальная и востребованная. Люди любят их за универсальность, доступность, простоту и скорость, рестораторы — за то, что часть работы по продвижению, рекламе, привлечению гостей перекладывается на команду маркета.
Она отмечает, что в Москве интересных фуд–пространств много, а Петербург пока только начинает свой путь. По оценке эксперта, из–за коронавируса гастромаркетам пришлось сложнее всего. За первый карантинный год они простаивали 8,5 месяца суммарно. После этого интерес к формату ощутимо спал.
"Думаю, когда ситуация с ковидом восстановится, тренд на гастромаркеты повторится: вспомнятся отложенные открытия, запланируются новые концепты", — добавляет Попова.