Фото: Ковалев Петр
Фото: Ковалев Петр

Страховщики подстраховались: полисы дорожают на фоне спада продаж новых авто

17422
Евгений Петров
23 сентября 2021, 07:04

На фоне 17%–ного падения продаж автомобилей в августе страховые компании увеличивают тарифы.

Падение продаж новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам августа по сравнению с августом 2020 года составило 17% в целом по РФ. При этом рынок пока сохраняет позитивный настрой — за 8 месяцев объём реализации вырос на 21%.

Моторное страхование (обязательное — ОСАГО, и добровольное — каско), находящееся в прямой зависимости от продаж машин, в количественном выражении растёт меньшими темпами. С другой стороны, сборы в денежном эквиваленте заметно увеличились — страховщики постепенно наращивают стоимость полисов, мотивируя свои действия увеличением расходов на ремонт в связи с инфляцией.

Банки поддержали продажи

Как отмечают в АЕБ, прогноз роста рынка продаж новых легковых и коммерческих автомобилей по итогам 2021 года, оценённый в начале года в 9%, пока сохраняется.

"И хотя спрос остаётся стабильным, из–за падения производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке увеличивается разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объёмы продаж, — приводятся в сообщении АЕБ слова Томаса Штэрцеля, председателя комитета автопроизводителей. — Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев".

Падение продаж новых авто может ударить по рынку автострахования. После не совсем успешного 2020 года и его ковидных ограничений (сборы по каско в Петербурге за год удалось нарастить всего на 1,6% по сравнению с 2019–м, до 22,6 млрд рублей) нынешние события в автопромышленности могут повлиять на динамику роста сборов страховщиков.

Впрочем, опрошенные "ДП" представители компаний настроены позитивно: повышение стоимости полисов, позитивная динамика рынка подержанных автомобилей, а также резкий рост автокредитования дают основания рассчитывать на хороший уровень продаж.

По оценке бюро кредитных историй (БКИ) "Эквифакс", в июле средняя сумма автокредита в годовом выражении выросла на 35%, достигнув рекордных 1,1 млн рублей. Петербург занял третью строчку среди всех регионов страны по объёмам выдач — 5,1 млрд рублей, прирост по сравнению с аналогичным месяцем 2020 года составил почти 500 млн рублей.

Как отмечает Алексей Волков, директор по маркетингу БКИ НБКИ, спрос на автокредиты в 2021 году остаётся высоким. "С конца прошлого года набирает силу тенденция роста кредитных заявок на подержанные автомобили, что объясняется как ростом цен на новые автомобили, так и их дефицитом на рынке. Отсюда взрывной рост спроса на машины с пробегом и его падение на новые авто".

В августе 2021 года в целом по РФ общее количество заявок на автокредиты выросло на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество заявок на новые машины упало на 14%, а на подержанные выросло в 2,2 раза.

По данным НБКИ, по итогам августа в Петербурге было зафиксировано рекордное количество действующих автокредитов, их число превысило 109 тыс. Наличие полиса каско при автокредитовании остаётся обязательным: для подержанных автомобилей риски могут быть сокращены до одного–двух — угон или тотальное уничтожение объекта залога.

На текущий момент страховщики видят поддержку рынка именно в автокредитовании: пару лет назад каско на подержанные авто не существовало вовсе, сейчас на этот сегмент приходится до трети портфеля собранных премий.

"Если ещё несколько лет назад ставки в сегменте подержанных авто превышали ставки в сегменте новых в 1,5 раза, то на текущий момент они уже всё более сопоставимы за счёт увеличения цивилизованности рынка и роста доли реализации авто с пробегом через автодилеров, — говорит Алексей Токарев, президент–председатель правления РГС Банка. — Но на рынок оказывает давление дефицит новых автомобилей, да и востребованные предложения среди авто с пробегом сокращаются".

Убытки растут

Банк России раскрыл статистику по деятельности страховщиков за первое полугодие 2021 года. В Петербурге за 6 месяцев было собрано премий по каско на 12 млрд рублей, что на 22% больше, чем годом ранее. Полисов ОСАГО страховщики продали на 6,4 млрд рублей (прирост составил 7%).

В количественном выражении объём продаж полисов каско вырос на 16%, до 256,8 тыс. страховок, ОСАГО — как и в денежном выражении, увеличился на 7%, до 907 тыс. единиц.

Исходя из данных цифр, по оценке "ДП", средняя стоимость добровольного полиса каско к июлю 2021 года по сравнению с первым полугодием 2020 года выросла на 5%, до 46,8 тыс. рублей.

Весной нынешнего года эксперты прогнозировали удорожание полисов ОСАГО в годовом выражении не менее чем на 5%. Однако в Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что в первом полугодии средняя стоимость договоров не увеличилась и составила 5448 рублей.

ЦБ РФ, впрочем, приводит другие данные: в Петербурге средняя цена полиса ОСАГО за год выросла на 25%, до 7076 рублей. Эксперты страхового рынка объясняют данное расхождение методиками подсчёта, а также влиянием так называемой либерализации рынка обязательного страхования, реформа которого стартовала несколько лет назад, и, кроме того, применением различных коэффициентов аварийности для отдельных категорий владельцев транспортных средств, в том числе в сегментах такси и каршеринга.

Объём совокупных выплат по полисам каско петербургских автовладельцев по итогам первого полугодия вырос на 11%, достигнув 7,1 млрд рублей. По полисам ОСАГО рост превысил 27%, сумма достигла 4 млрд рублей. Коэффициент прибыльности страховщиков (разница между объёмом собранных премий и суммой, направленной на выплаты) в сегменте каско сократился на 6 процентных пунктов (п.п.), с 65% по итогам первого полугодия 2020 года до 59% за аналогичный период текущего.

В ОСАГО ситуация более драматичная: на выплаты по страховым случаям страховщики направили 63% от собранных премий, что на 10 п.п. больше, чем годом ранее. Дальнейшее увеличение выплат вынудит пересмотреть тарифы в сторону повышения, вслед за ОСАГО будет дорожать и каско.

Раскинуть сети

Несмотря на существенное падение продаж машин в августе, на рынке автострахования страховщики пока никакого спада не отмечают.

"Именно спада сборов по каско по сравнению с прошлым годом нет. Но рынок показывает более слабый рост, процентов на 10–15 ниже, чем мог бы быть при нормальной ситуации с поставками, — отмечает Татьяна Никифорович, вице–президент по развитию Северо–Западного дивизиона “Ренессанс страхование”. — Дело в том, что потребители продолжают откладывать обновление парка. А доля каско в сегменте новых автомобилей особенно высока, например в дилерском звене она занимает порядка 80–85% по сравнению с 30–35% в сегменте трейд–ин".

"Спада по моторным видам страхования мы не наблюдаем, наоборот, видим небольшой рост и в ОСАГО, и в каско, — говорит Игорь Лаппи, генеральный директор “Совкомбанк Страхование”. — В премиях по каско рост связан в первую очередь с ростом стоимости автомобилей, ремонта и запчастей".

По словам эксперта, число полисов ОСАГО зависит не от продаж новых авто, а от количества используемых транспортных средств в стране. И оно медленно, но уверенно растёт.

"С каско ситуация немного отличается, его оформляют на новые автомобили, однако в связи с увеличением спроса на авто с пробегом и потребностью кредита для распределения финансовой нагрузки тренд сглаживается", — резюмирует Игорь Лаппи.

Снижения объёмов премий, по оценке экспертов, не произойдёт. В целом ожидается небольшой прирост рынка каско, примерно на 1,5%. В ОСАГО прогнозируется сопоставимый прирост, но очередной этап либерализации может внести свои коррективы как в сторону повышения, так и сокращения объёма премий.

"Здесь важно учесть и инфляцию, влияющую на стоимость запчастей и ремонта. Вопрос с электроникой будет решён в скором времени, так как он приоритетный и от него зависит автомобильная отрасль, — рассуждает Лаппи. — Эксперты ожидают положительный результат по продажам новых автомобилей по итогам года, всё–таки определённый запас ёмкости есть. Серьёзный спад пришёлся на август, но он не сравнится с результатами пандемийного года".

Для сохранения уровня сборов по каско на прежних позициях страховщики обещают активизировать корпоративные продажи и вести более агрессивную тарифную политику, в итоге которой должен выиграть потребитель.

"Это и активность в других сегментах, включая транспортные средства с большими сроками эксплуатации, и борьба за пролонгацию портфелей корпоративных автопарков, продолжение работы с трейд–ин, разработка и предложение новых продуктов в виде усечённых версий каско, а также кросс–продажи по базе ОСАГО", — перечисляет вероятные действия страховщиков Татьяна Никифорович.

Рынок моторного страхования физических и юридических лиц продолжает расти, при этом средняя премия по договорам практически не меняется. В сегменте каско физлиц мы связываем рост с увеличением доли усечённых продуктов, доли продуктов с франшизой, то есть с ограниченным набором рисков, также с конкуренцией между страховщиками. Кроме того, рост вызван "проседанием" продаж весной 2020 года. По сравнению с первым полугодием 2020 года страховой рынок по ОСАГО в целом по стране вырос чуть более чем на 4%, по каско — более чем на 20%. Мы ожидаем, что по итогам года сумма собранных премий будет сопоставима с доковидным уровнем.
Сергей Дудин
Сергей Дудин
директор Северо–западного окружного филиала страховой компании "Согласие"
По результатам 2021 года рынок моторного страхования покажет похожие на докоронавирусный период результаты. Заметного общего спада объёмов каско и ОСАГО в целом по рынку не отмечается. Большую часть портфеля страховщиков, безусловно, занимают автомобили старше года. В сегменте каско активно страхуют (пролонгируют договоры) на авто в возрасте и до 5–7 лет. В группе новых транспортных средств есть сокращение в штуках, но оно частично нивелировано ростом средней цены полиса каско. Это вызвано заметным повышением цен на автомобили и трендом повышения среднего тарифа по каско. Впрочем, удорожание страховых продуктов больше связано с неудовлетворительными результатами по убыточности в этом виде страхования из–за роста цен на запчасти и не исчезнувшей проблемы угонов.
Александр Баклушин
Александр Баклушин
Председатель комитета по автострахованию Союза страховщиков Санкт–Петербурга и Северо–Запада