Взаимная выручка: Петербург становится центром социального бизнеса

Автор фото: Михаил Тихонов

Социальному предпринимательству не хватает инвесторов. Совместить коммерческий успех с реальной общественной значимостью удаётся немногим. Однако с каждым годом проектов становится всё больше.

Для Северной столицы социальное предпринимательство — отнюдь не новое веяние. Опыт построения бизнес–моделей, которые помимо зарабатывания денег несут функцию заботы и помощи людям, в городе накоплен заметный. Петербургская сеть благотворительных магазинов "Спасибо!", где по минимальным ценам перепродают сданную горожанами ненужную одежду, работает с 2010 года. В 2020–м в городе открылись два новых магазина (всего их восемь). В том числе совместно с "МЕГА Дыбенко" запущен проект "Tack Tack by “Спасибо!”", где продают дизайнерские вещи и вещи звёзд, а также одежду из переработанных материалов. Четверть выручки компании идёт на фонд оплаты труда (ФОТ) и развитие сети, а 75% отправляется в благотворительные организации. За всё время работы в компании оказали помощь различным фондам на 30 млн рублей.
"Сложно судить о спросе на те вещи, которые мы реализуем. По сравнению с масс–маркетом он небольшой. Но если сравнивать со спросом 11 лет назад, когда мы только выходили на рынок, то он сильно вырос. Месячный оборот достиг 12–13 млн рублей и 150 тонн вещей", — рассказала "ДП" PR–директор сети "Спасибо!" Ксения Чепига.
Самыми популярными сферами, в которых работают социальные предприниматели, традиционно считаются образование, охрана окружающей среды, IT, медицина, а также собственно социальная работа. Сравнительно мало проектов в fashion–индустрии, сельском хозяйстве, туризме, городском развитии, транспорте, спорте, культуре. Но и в этих областях есть запрос на создание инклюзивных и экологичных бизнес–моделей. Причём именно петербургские предприниматели могут сыграть здесь заметную роль.
Соосновательница и директор центра поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow Екатерина Хелецкая говорит, что Петербург вообще можно назвать одним из самых активных регионов в этом направлении: более 15% выпускников программ Impact Hub Moscow занимаются развитием социальных предприятий на берегах Невы.
Это подтверждают итоги очередного сезона акселерации "Начни иначе" от Impact Hub Moscow. Среди финалистов оказались петербургские центр социальной интеграции для детей и взрослых с особыми потребностями "Какая разница!" и фабрика по производству мягкой мебели "Астра", основанная в марте 2020 года.

Массив возможностей

Как рассказала "ДП" основательница "Астры" Алёна Дорина, год назад она поставила себе задачу организовать производство диванов, которые можно было бы продавать чуть ниже среднерыночной стоимости. Предпринимательница решила присоединиться к городской программе по трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В мае 2020 года получила субсидию и нашла помещение в Красном Селе, а в августе оформила первых сотрудников.
"В городе сейчас мало предприятий, которые готовы нанимать в штат работников с ОВЗ. Мы выстраиваем бизнес–процессы, подключая дополнительные инструменты. Например, минимизируем ФОТ путём включения государственных программ стажировки, — рассказывает Алёна Дорина. — Наша мебель сейчас выставлена в 21 магазине Петербурга и Ленобласти. Недавно заключили договор с крупным интернет–магазином. Также мы выиграли два тендера, организатор одного из них — Государственный Эрмитаж. В скором будущем хотим выходить на маркетплейсы".
По состоянию на конец августа в городе на Неве проживают 559,2 тыс. людей с ОВЗ. Среди них — 420,4 тыс. граждан пенсионного возраста, 116,7 тыс. человек трудоспособного возраста и 22,1 тыс. детей.
Ещё один проект, с которым познакомился "ДП", привлекает к работе людей с ментальными особенностями. На небольшом производстве "Между нами" выпускают каши быстрого приготовления и смесь для выпечки. "Пока это проект больше про социализацию и трудотерапию с оплатой, а не про наём. Многие социальные предприниматели работают по гибридной модели: открывают и НКО, и юрлицо. Мы решили открыть только юрлицо, и это осложнило развитие компании. Опыт в продажах у нас пока небольшой, тем не менее приходится выдерживать рыночную конкуренцию", — поделилась основатель проекта Аля Федосова.
Инклюзивный центр "Йом–йом" (НКО) готовится к январю 2022 года запустить платформу TutOrHub, которая облегчит родителям "особых" детей подбор тьюторов (помощников в детском саду и школе), а тьюторам — поддержку, профилактику профессионального выгорания. У некоторых нуждающихся в такой помощи детей в заключении медико–педагогической комиссии прописано, что ребёнку положен тьютор, отмечает основательница проекта Мара Гутшабаш. Но школа или сад редко могут его обеспечить. Большинству родителей приходится искать специалиста самостоятельно.

Требуются импакт–инвесторы

"Мы изучали рынок. Похожую задачу заявляют разные сайты: “Помогатель.ру”, “Авито” и т. д. Но родителям необходимо найти профессионала со специальной подготовкой в короткое время. Такой задачи эти сайты выполнить не могут", — говорит Мара Гутшабаш. Монетизировать проект "Йом–йом" она планирует за счёт абонентской платы и доступной для потенциальных и действующих тьюторов подготовки.
"80% социальных предпринимателей опираются на коммерческие и гибридные источники финансирования. Бизнес–модель и коммерческий доход для них — это инструменты, которые помогают снизить зависимость от грантов и пожертвований, достигать быстрее своих целей (в том числе самоокупаемости и прибыли)", — подчёркивает Екатерина Халецкая.
В некотором смысле такие предприниматели осознанно ставят перед собой сложную задачу. Создать товар, отвечающий потребностям рынка, недостаточно: инвесторы оценивают в равной степени и социальную функцию проекта. Это работает и в обратную сторону: если предприниматель не подкован коммерчески, а пришёл из сферы благотворительности без бизнес–обучения (например, в программах инкубации и акселерации), шансы на успех довольно малы.
Отдельного внимания заслуживает выстраивание диалога между стартапами и инвесторами. "“Обычные” инвесторы нацелены на получение прибыли. Но наш бизнес низкомаржинален, он вряд ли их заинтересует. Мы взаимодействуем с импакт–инвесторами, они запрашивают от нас помимо финансовых показателей информацию о социальной значимости бизнеса. Презентация для них выстраивается по иному шаблону", — говорит Алёна Дорина.
Ректор бизнес–школы ИМИСП Ярослав Павлов считает, что в России социальное предпринимательство имеет большие перспективы и повышает статус бизнеса среди широкой аудитории. "Думаю, что в будущем количество известных и успешных историй в этой сфере будет расти. Среди наших выпускников в последнее время появились те, кто защищает проекты, которые можно отнести к социальному предпринимательству, и у этих идей есть коммерческий потенциал", — говорит он.