Пан или пропал: продукция "Лосево" исчезла с полок

Автор фото: Shutterstock

Производство "Лосево" простаивает почти 2 недели. Компания надеется вернуть свою продукцию на полки магазинов в ближайшее время. Но всё может оказаться не так просто.

О приостановке работы молочного завода "Лосево" стало широко известно на днях. Между тем, как выяснил "ДП", фактически производство не работает с 25 сентября.
Продукция "Лосево" исчезла с полок торговых сетей. Генеральный директор компании Эльдар Беглов рассказал, что возобновление работы и поставок планируется на следующей неделе.
В этом году в компании был запущен масштабный процесс реорганизации.
"Были приняты сложные, но необходимые решения. Некоторые процессы приходится выстраивать практически с нуля, — подчёркивает Беглов. — Новые форматы работы (например, переход от собственного сырья к закупке его у ферм–партнёров) вызывают иногда технические сложности. Но мы планомерно справляемся с ними, получаем опыт, формируем принципы и постепенно адаптируемся к новой реальности".
7 октября стало известно о прекращении производства по делу о банкротном иске к основному юрлицу компании ООО "СХП Лосево" от ООО "Центрплем" на сумму почти 3 млн рублей. Но это не означает решения всех проблем компании: количество исков от контрагентов продолжает увеличиваться.
Только за последние 12 месяцев, по данным "Контур.Фокус", ООО "СХП Лосево" и ООО "Молочный завод Лосево" в совокупности выступали в роли ответчика в 38 арбитражных делах. Магазины фирменной сети постепенно исчезают с карты города, а в ассортименте производителя остаются только молочные продукты. Производство сыров, полуфабрикатов, десертов, мяса пришлось закрыть.
В самой компании со временем надеются восстановить позиции на рынке. В её пресс–службе отмечают, что в первую очередь они планируют оставить флагманскую продукцию — молоко, кефир, творог, йогурты.
"Производство сыров мы решили запустить, когда завершим реорганизацию и все другие основополагающие процессы будут отработаны", — добавляют в "Лосево". Некоторые фирменные магазины (например, при заводе) компания также планирует сохранить.
Эксперты склонны к пессимистичным прогнозам. Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова полагает, что компании не удастся реанимировать предприятие. По её мнению, кроме внутренних проблем есть много дополнительных факторов: внедрение цифровой маркировки, рост себестоимости производства. Ситуация на молочном рынке сложная, а когда внешние сложности накладываются на внутренние проблемы, компании сложно с этим справиться.
Некоторые эксперты предполагали, что причиной ухудшения позиций производителя на рынке могла служить излишняя и не всегда оправданная диверсификация, а также попытки одновременно реализовать несколько затратных проектов. Однако в самой компании отмечают, что другие направления (выпуск полуфабрикатов, десертов, мясное производство) занимали менее 20% ассортимента. При этом успешно функционировали несколько лет.
"До пандемии обороты уверенно росли. Например, мы начали активное сотрудничество с “Яндекс.Лавкой”, поставляя туда помимо молочной продукции тушёнку, полуфабрикаты, десерты, варенье. Вели переговоры с другими крупными ретейлерами по расширению ассортимента нашей продукции на полках. Планов по закрытию этих направлений не было, но, конечно, пандемия внесла коррективы", — говорят в пресс–службе компании.
В масштабах России "Лосево" — некрупный производитель, но петербуржцы бренд знают хорошо. Однако независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин уверен, что покупатель очень быстро забудет эту продукцию и переключится на что–то другое. На рынке много аналогов "Лосево" по качеству. Из местных производителей это, например, "Молочная культура".
Кроме того, эксперт задаётся вопросом, а нужна ли вообще продукция "Лосево" рынку. По его мнению, у компании всегда был достаточно высокий ценник, при этом есть много производителей, которые предлагают такой же по вкусовым качествам продукт, но значительно дешевле.
Марина Петрова подчёркивает, что остановка производства всегда негативно сказывается на имидже компании. Кроме того, после этого крайне сложно заново запустить процесс.
"Это требует постепенного наращивания объёмов приёмки молока и продаж готовой продукции. Так как “Лосево” продало собственное стадо, теперь необходимо заключать новые контракты на поставку молока–сырья, а для этого требуется время. Когда компания имеет собственное стадо, это даёт стабильный объём и стабильное качество молока–сырья. Поставки небольших объёмов от производителей и фермеров всегда дороже, и качество сырья может “плавать”", — подчёркивает Петрова.
Михаил Лачугин добавляет, что объёмы продаж "Лосево" падали несколько последних месяцев.
"Ещё некоторое время назад их продукция стояла на всех фермерских полках “Ленты”, “О'Кея”, “Азбуки вкуса”, “Лэнда” и других больших магазинов. Теперь её нигде нет.
Так как у компании был сделан расчёт на крупные торговые сети, то сейчас её продукция нигде не продаётся. Скорее всего, ей придётся заплатить неустойку за непоставленный товар или надеяться на благосклонность ретейлеров.
Но вопрос, вернут ли они себе прежние объёмы продаж, остаётся открытым. При таком ценообразовании и проблемах, которые есть у “Лосево”, компании будет очень сложно вернуть прежние объёмы производства", — считает Лачугин.