Хорошо прожаренные стартапы: в Петербурге выбрали перспективные бизнес-проекты

Автор фото: vk.com/whitenightstartup2021

Музыка, изучение языков и водоросли — таковы темы перспективных проектов, выигравших конкурс в рамках петербургского фестиваля White night startup, завершившегося на прошлой неделе.

Из 60 заявок, поступивших на конкурс Holy StartUp, прошедший в рамках фестиваля White Night Startup, организаторы совместно с Союзом организаций бизнес–ангелов (СОБА) отобрали 20 проектов по четырём направлениям: образование, карьера, экология, здоровье. Потом в каждом из треков были выбраны два лучших проекта. Победителей определила финальная презентация перед потенциальными инвесторами, прошедшая в необычном формате "прожарки".
Тему фестиваля в этом году организаторы обозначили как "Человек и технологии. Вместе или вместо?". "Пожалуй, на этот вопрос мы получили ответ уже в финале, когда свой стартап презентовал будущий победитель Денис Гончаров. Парень, который всю жизнь провёл в инвалидном кресле, создал очень перспективный продукт. Это показывает, что технологии — это возможности", — отметил идеолог White Night Startup Александр Ружинский.
Организаторы отмечают, что много сильных заявок было подано по направлениям образование и карьера. А вот по экологии и здоровью они поступали реже и были менее проработанными.

Заждались перемен

Первое место жюри присудило проекту NOLI Music. Это образовательная экосистема, которая помогает людям научиться играть на музыкальных инструментах. Она включает приложение с обучающими курсами и смарт–девайс X–Guitar — умную гитару–синтезатор с мягкими струнами и интерактивным грифом. Гриф имеет светодиоды, которые подсказывают, куда нужно поставить пальцы, чтобы сыграть аккорд правильно. Гитара синхронизируется с пространством NOLI Music, пользователи экосистемы могут общаться друг с другом как через соцсеть.
Проект находится на стадии pre–seed, его создатели (компания NOLI Music Inc.) ищут инвестиции $60 тыс. на доработку полноценного прототипа. Ранее стартап уже привлёк $25 тыс. в виде грантов и инвестиций. Компания зарегистрирована в США. По словам основателя и СЕО NOLI Music Дениса Гончарова, в этом году планируется вывести продукт на американский и российский рынки. "Для российского пользователя стоимость девайса $500 кажется высокой, для американца же это почти не деньги. Стартапы, которые думают о своём будущем, создают компании в США, там платёжеспособное население и более осмысленные инвесторы", — объясняет предприниматель.
Перемены на рынке электронных музыкальных инструментов и цифровизация — этого музыканты ждут уже не один десяток лет, запрос на подобный продукт явно назрел. "Мы хотим вернуть в мир музыки тех, кто по разным причинам бросил заниматься ею. По статистике, в мире играют на гитаре лишь 8% тех, кто когда–либо пробовал брать аккорды, остальные 92% это дело забрасывают. Некоторым надоедает учиться, а кто–то не может долго тренироваться в силу ограничений по здоровью", — отмечает Гончаров. Конкурировать на мировом рынке его команде придётся с гигантами вроде Yamaha.

Капризнее, чем девушки

Второе место поделили между собой два проекта из сфер образования и биотехнологий.
Поддержки от инвесторов в размере 50 млн рублей на расширение образовательной онлайн–платформы для детей ищут в языковом центре "Полиглотики". Франчайзинговая сеть работает в 70 городах России, а также на Украине, в Казахстане и Азербайджане. "Расширение платформы позволит нам получить новых клиентов в городах, где мы ещё не представлены в офлайне. Нам также интересны рынки Европы, Израиля — там родители озадачены ранним языковым развитием детей", — рассказывает основатель и руководитель образовательного проекта "Полиглотики" Елена Иванова.
С помощью платформы (аудио– и видеоконтента, элементов геймификации) осуществляется обучение детей до 12 лет иностранным языкам. К 2025 году компания хочет занять 5% детского сегмента рынка онлайн–образования в России (2% от всего рынка).
По данным совместного исследования "Нетологии", EdMarket и Talentech, к концу 2023 года объём российского рынка онлайн–образования превысит 60 млрд рублей. По оценке директора по бизнес–развитию школы Skyeng Александра Ларьяновского, с момента начала пандемии рост российского рынка онлайн–образования составил около 15 млрд рублей.
Любопытный проект на стыке биотехнологий и классического производства — суспензия хлореллы (одноклеточная водоросль, в составе которой 20 антиоксидантов и более 400 полезных веществ). Спектр применения широк: от очистки водоёмов и питательной добавки для животноводства до изготовления косметики и суперфуда. По подсчётам основателей компании, себестоимость 1 литра суспензии составляет около 8 рублей, продавать её в розницу они планируют с 700%–ной наценкой.
"Технология производства сложна: для культивирования суспензии хлореллы в больших объёмах необходимо соблюдать сложную цепочку биологических и производственных процессов. При нарушении одного из них хлорелла умирает или не размножается. Есть ощущение, что девушки менее привередливы, чем она!" — смело замечает сооснователь проекта Алексей Павлов.
Специальный биореактор позволяет выпускать 7–10 тонн суспензии в месяц. "После привлечения инвестиций (необходимо 40 млн рублей) в планах через год масштабировать бизнес — создать сеть производств в России и выйти на прибыль более 4 млн рублей в месяц на третий год работы. Далее возможен трансфер технологии на внешние рынки: Азия, Европа, Америка", — добавляет Павлов.

Не хватило подготовки

Ещё нескольким стартапам чуть–чуть не хватило баллов для победы. Среди них платформа RadiusFriend — сервис для структуризации и удобного управления событиями внутри небольших групп по интересам, маркетплейс частных событий.
Похожую задачу решает одна из новых социальных сетей SwapMap, предназначенная для поиска событий по критериям пользователей и создания различных комьюнити. "Они создают не просто приложение, а средство от одиночества. Такой подход интереснее, чем размышления в рамках “купи–продай”. Правда, им не хватает чёткого фокуса. Инвесторы отметили, что более выигрышным был бы кастомный продукт для определённой категории пользователей", — комментирует Александр Ружинский.
Не вполне поняли инвесторы идею московского участника конкурса, создателя онлайн–платформы Ergonza (оценка взаимодействия сотрудников в компаниях). Александр Ружинский считает, что этому участнику не хватило грамотной оценки рынка. "Проекты–конкуренты Ergonza уже наработали опыт, к тому же стартап ещё не доведён до высокой стадии готовности. Да и 100%–ной новизны в нём нет. Это можно сказать и о платформе от “Полиглотиков”, но те уже довели свой бизнес до миллиардной выручки. Вероятность, что продукт от такой компании “выстрелит”, высока", — добавляет он.
С финалистами Holy Startup продолжит сотрудничать СОБА, некоторые фаундеры уже успели подписать договор о привлечении инвестиций. "С победителями конкурса мы работаем давно, на них сформирован синдикат инвесторов, теперь надеемся, что сделка состоится. К проекту NOLI Music в принципе большой интерес инвесторов, также есть заказ на переговоры с “Полиглотиками” и с RadiusFriend", — поделилась директор по развитию СОБА Луиза Александрова.