Геймерский ПК отличается от домашнего, как гоночный болид от трактора
Фото: SHUTTERSTOCK
Геймерский ПК отличается от домашнего, как гоночный болид от трактора
Фото: SHUTTERSTOCK

Куй "железо", пока горячо: компьютерные клубы возрождаются в Петербурге

6246
Карашаш Ногаева
14 октября 2021, 07:03

В Петербурге возрождается рынок компьютерных клубов, которые предоставляют посетителям доступ к игровым ПК. В 2021 году открылось как минимум два подобных заведения.

В условиях, когда у каждого дома есть компьютер, такие клубы кажутся архаизмом. Однако игроки рынка с такими оценками не согласны.

Управляющий директор компьютерного клуба Dojo (открылся в Петербурге зимой 2021 года) Никита Антонов отмечает, что рынок пока мал и очень молод. При этом количество клубов растёт и, по прогнозам Антонова, в ближайший год увеличится ещё на 20–30%.

"Помню, как я ещё 3 года назад ехал через полгорода, а сейчас почти у каждого метро есть свой ПК–клуб. Мы должны признать, что играют практически все и сам процесс стал для многих неотъемлемой частью жизни. Игры довольно требовательны к “железу”, собрать игровой ПК стоит около 150 тыс. рублей. Для многих это нецелесообразная покупка, особенно если цель — после работы поиграть пару часиков с друзьями. Намного интереснее собираться с ними в клубе", — рассказывает он. Средний чек обычно составляет около 250 рублей за 3 часа игры.

На данный момент в Петербурге насчитывается более 120 компьютерных клубов, но это очень разные заведения, отмечает генеральный директор игрового пространства Monterey Гор Варданян.

"Некоторые из них сохранились с начала 2000–х, и это просто места, где можно поработать и поиграть. Некоторые оснащены игровыми компьютерами хорошего качества. Рынок гейминга — очень закрытый. На нём практически нет крупных игроков, готовых раскрывать данные об оборотах, поэтому оценить его объём в Петербурге затруднительно", — говорит он.

Monterey открылся в Петербурге 4 месяца назад, и за это время выручка оказалась на 34% выше запланированной. Средняя рыночная стоимость игрового места здесь варьируется от 370 тыс. до 430 тыс. рублей. Это в 2 раза выше, чем в среднем по Петербургу.

Monterey позиционируется как заведение в формате корейских клубов PC Bang, где есть кухня и бар со своим шеф–поваром, а среди возможностей гейминга, помимо ПК, есть оборудование для VR и консоли последнего поколения (например, PS5).

Аудиторию клубов Варданян делит на взрослую (от 25 лет), для которой гейминг — это lifestyle, молодую, которая просто любит играть, а также профессиональных игроков.

"В нашем городе пять киберспортивных федераций, регулярно проводятся турниры с призовыми фондами больше 1 млн рублей. Но полностью отсутствует инфраструктура для тренировок", — констатирует он.

Никита Антонов отмечает, что основная аудитория клубов — всё–таки не киберспортсмены. "Чаще всего у них дома свой ПК, максимально удобный для спортсмена, — говорит он. — А к нам приходят ребята, которые только начинают, и у них нет возможности играть дома. По моему мнению, компьютерный клуб и киберспорт не так рядом, как кажется на первый взгляд".

Однако в Санкт–Петербургской федерации компьютерного спорта утверждают, что профессиональные игроки в клубы ходят. "Сейчас киберспорт можно условно разделить на мобильный, ПК–спорт и игры на консолях. Если мы говорим о ПК, то там высокие системные требования, поэтому ребята частенько ходят в компьютерные клубы. Для командных тренировок необходима специально оборудованная зона — буткемп, в которой обычно находится около пяти ПК. Ребята арендуют в компьютерных клубах такие зоны на несколько часов в день", — рассказал "ДП" вице–президент федерации Артур Годлевский.

В ЛГУ имени Пушкина открыли собственный компьютерный клуб "Импульс", чтобы тренировать киберспортсменов вуза. "Без очных тренировок невозможно настроить внутри коллектива хорошую коммуникацию и эффективное взаимодействие. Компьютерные клубы — это в первую очередь возможность потренироваться на хорошем “железе” в случае, если у тебя нет возможности собрать себе хороший ПК или купить Playstation. Не у каждой команды есть свой буткемп или арена. Наш клуб создавался с целью популяризации и продвижения киберспорта среди студентов", — рассказала руководитель киберспортивного подразделения ЛГУ Арина Решетникова.