Петербургский рынок косметологии нашёл допинг в сером сегменте

Автор фото: pexels.com

Рынок косметологических препаратов восстанавливается. Присутствие отечественных производителей разнится от сегмента к сегменту.

По данным аналитического бюро GxP News, в 2020–м просели все три крупнейшие составляющие рынка инъекционной косметологии. Объём закупок ботулотоксинов упал на 23,7%, филлеров — на 22,5%, биоревитализантов — на 18,5%. Но конца косметологии ждать не стоит: таких "уколов" в Петербурге не боятся.

Гостевая добавка

Объём рынка только инъекционной косметологии в России в прошлом году составил около 56 млрд рублей — таковы данные аудиторско–консалтинговой группы "Деловой профиль". Временное закрытие салонов и клиник эстетической медицины во II квартале 2020–го привело к закономерному итогу: число косметологических процедур по стране сократилось на 24,2%.
Расходники — препараты и инструменты — обычно составляют около 50% итоговой стоимости. Большинство препаратов (порядка 95%), по данным "Делового профиля", производится за рубежом. В России пользуется спросом продукция около 30 компаний из США, Франции, Италии (например, Allergan, Merz Pharmaceuticals, Laboratoires Filorga, Ipsen Biopharmaceuticals, Fidia Farmaceutici). Активно осваивают рынок корейские компании (Caregen, BNC, Hugel).
Российское производство, по словам экспертов, способно удовлетворить менее 5% спроса косметологической индустрии в стране. В числе крупнейших отечественных — НПО "Микроген". Компания, акции которой переданы государством в качестве имущественного взноса Российской Федерации госкорпорации "Ростех", с 2014 года выпускает ботулотоксин "Релатокс". "МКС–Лаборатория", "Лаборатория Тоскани" и "Диарси" производят филлеры. Martinex, NMTC International, "Химполимед", NovoNexus и Kosmoteros — мезопрепараты. "Российские производители появляются на рынке, но пока неощутимо, если мы говорим про филлеры и биоревитализанты. Думаю, почувствуем их присутствие в следующем году. На рынке ботулотоксинов другая картина. Сильно увеличилась доля отечественного “Релатокса”", — говорит гендиректор компании "Аптечка косметолога" Иван Парунин.

Через серые руки

Сами клиники и врачи отдают предпочтение иностранным производителям. "Недавний случай — Juvederm Volux, мероприятия по запуску которого в России пришлись как раз на 2020–2021 годы. Это пример разработки и внедрения филлера с конкретными свойствами, которые требуются для трендовой коррекции зоны подбородка и “углов” челюсти", — рассказывает главврач отделения медицинской косметологии Института красоты "Галактика" Алексей Богатенков.
Но "запуски", "обновления линеек" и "надёжные поставщики" — всё это терминология из "словаря белого косметолога". С надомниками ситуация иная. По словам старшего партнёра "Делового профиля" Ксении Архиповой, в прошлом году серый рынок, обычно занимавший около 10%, вырос больше чем в 2 раза.
И вот очередная палка о двух концах: стоит ли ужесточать правовое регулирование распространения косметологических препаратов? Медицинское сообщество уверено: однозначно да. Так, Наталья Назарова, врач–косметолог, дерматолог клиники "Медси" в Петербурге, считает, что право приобретать инъекционные препараты должно быть только у специалистов с высшим медицинским образованием, сертификатом врача–дерматовенеролога и 576 часами практики.
Контраргументы приводят те, кто занимается продажей подобных препаратов. "Если будут вводиться допрегламенты по обращению лекарственных препаратов и изделий медназначения, они коснутся не только сферы косметологии: нововведения отразятся на стоимости всех продуктов. К тому же те, кто работал неофициально, продолжат это делать", — объясняет Иван Парунин.