После признания сжечь: новый виток битвы за архитектуру Петербурга

Автор фото: Ермохин Сергей
Пожар в доме Чубакова на наб. реки Карповки.

Пожар в доме Чубакова пополнил скорбный перечень исчезающих достопримечательностей. Пока градозащитники, бизнес и городские власти ищут компромисс, памятники становятся памятью.

В Петербурге насчитывается около семи тысяч зданий, находящихся в аварийном состоянии. Среди них есть постройки, которые в любой момент могут вычеркнуть из списка объектов культурного наследия из-за невозможности реконструкции.
За 2021 год в Петербурге всё больше исторических домов приходят в бедственное состояние. По словам экспертов, такой исход — из-за невозможности администрации следить должным образом за заброшенными постройками, в которые проникают мародёры и бездомные.
Около трёх тысяч зданий, не являющихся объектами культурного наследия, каждый день борются за право на существование. И всё благодаря градозащитникам, активистам и неравнодушным жителям города, пытающихся отстоять культурное право на реконструкции.
Памятников истории Петербурга с каждым годом становится всё меньше. Под конец 2021 года город уже успел лишиться двух объектов культурного наследия. Охрана зданий, предотвращение аварийности оборачивается сносом исторических построек.
Невскую мануфактуру возвели в 1870 году по проекту неизвестного архитектора. Она стала собственностью товарищества шерстяных изделий "Торнтон". Здание стояло в революцию, в гражданскую войну и в блокаду, став объектом культурного наследия. Единственное, что здание не смогло пережить — это пожар, случившийся в апреле этого года.
За месяц до инцидента сотрудники МЧС нашли нарушения пожарной безопасности здания. Подобные несоблюдения защиты исторической постройки выявлялись в течение пяти лет, всё ограничивалось предписаниями и штрафами. Только после пожара начались разбирательства и сразу же появились виновники допущенной халатности. Были арестованы гендиректор Максим Макеев и его заместитель Алексей Михневич, а само АО "Невская Мануфактура" оштрафовано на 1 млн рублей.
Невский районный суд обязал акционерное общество восстановить здание, однако из-за большого ущерба для жителей Петербурга будет виден только фасад постройки с Октябрьской набережной. Так как здание целиком не являлось объектом культурного наследия, всё остальное будет демонтировано и застроено, только в больших масштабах и с убытками от судов.
Здание бывшей школы на 14-ой линии Васильевского острова Горный университет тоже хотел реконструировать и застроить для общежития. Комитет по охране памятников выдал вузу разрешение на надстройку дополнительного этажа. После подготовки к работе начался демонтаж всего здания. Такое решение СПГУ объясняет экспертизой, которая подтверждает аварийность постройки и невозможность его сохранения.
Здание в стиле сталинского неоклассицизма не стало объектом культурного наследия и историческим, так как построено в 1938 году. Это типовой проект, но его автором был Ной Троцкий, являющийся известным архитектором в Ленинграде, что имеет историческую значимость для города.

В свете руин

Частым пожарам подвержены многие памятники архитектуры. Такие случаи происходят по неосторожности, умышленного поджога, либо, как правило, из-за строительных работ.
Так в одну из ночей Петербург чуть не лишился доходного дома Чубакова из-за возгорания кровли здания. Следствие пришло к выводу, что причиной стал капремонт от компании "Мастер Руф". Гендиректора Ивана Малахова обвиняли в том, что он не обеспечил должного контроля использования тепловой электрической пушки по время работ в одной из квартир.
Сейчас частично сгоревшую крышу закрыли навесом от осадков, чтобы не ухудшить ситуацию с сохранностью исторического здания, построенного в 1911–1912 годах по проекту архитектора Руфина Габе. Но, стоит отметить, что двадцать лет назад КГИОП включил здание в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Произойдет ли теперь реконструкция сгоревшего дома, на данный момент неизвестно.
Зато КГИОП уверенно отвечает на вопрос о невозможности сохранения дома Басевича. Эта в прошлом жилая постройка на протяжении двух веков, была признана аварийной и расселённой в 2008 году. Тогда администрация задумывалась о реконструкции дома. По словам координатора движения "Живой город" Дмитрия Литвинова в здании должен был пройти капремонт по программе "Молодёжи — доступное жильё". В 2014 году с согласованием КГИОП не предполагалось никакого сноса. Но из-за долгой бюрократической текучки, длящейся всё это время, состояние дома ухудшалось.
"Пока на бумаге якобы шли какие-то процессы "передачи", "проектирования", дом никак не охранялся, бесчисленное число раз горел и превратился буквально в руины", — заверил Дмитрий Литвинов.
После оценки состояния дома было принято решение отдать его под снос театру Бориса Эйфмана. Споры ведутся не первый год, а между тем дом Басевича становится одной из частых причин вызовов пожарных служб. Фактически уничтожается хоть малейший шанс что-то сохранить. Летом этого года было направлено заявление о просьбе законсервировать историческое здание, но заявление не утвердили.
Самой же организацией "Живой город" после массовых выступлений пообещали сохранить ценную лицевую часть здания. Большего, несмотря на все приложенные впоследствии усилия, добиться не получилось.
Подобные споры на бумаге ведутся и про дом Сабаевых-Замятиных. Трёхэтажное кирпичное здание было построено в 1857 году зажиточными крестьянами-ямщиками из Тосно. В настоящее время дом изъят в собственность города и признан в аварийным, чиновники говорят о скором ремонте, но ничего не меняется уже пять лет.
В 2016 году было принято решение сделать из дома общежитие для спортсменов, затем хотели присоединить здание к новому спорткомплексу. Но на сегодняшний день комитет по физической культуре и спорту заявляет, что никакой работы на территории постройки не ведётся из-за неутверждённой планировки и межевания. Сроки каждый раз переносятся и неизвестно, начнутся ли работы. Вполне возможно, что городу будет выгоднее дождаться окончательного разрушения здания и снести его.

Перформанс для реставрации

Кроме градозащитников за сохранение и реконструкцию исторических построек борются активисты и независимые организации. Многие петербуржцы неравнодушно относятся к культурной памяти города, которой с каждым годом становится всё меньше. Движения всячески пытаются привлечь внимание к проблеме администрацию, надеясь на согласование по сохранению аварийных исторических построек.
Молодёжное движение "Петербург — город перемен!" на территории заброшенного завода "Красный треугольник" организовали фотовыставку "Руины Петербурга". Посетителям были показаны здания, доведённые почти до бесповоротной стадии разрушения. Такой своеобразный перформанс был попыткой движения обратить внимание представителей власти и общество на перспективу утраты облика города.
Наиболее заметные сделки со зданиями-памятниками в Петербурге, млн рублей
По мнению одного из активистов Артемия Журавлёва, законодательство препятствует новому использованию объектов, в результате чего они разрушаются.
"На наш взгляд, ограничения, установленные Законом №820-7, который препятствует деятельности инвесторов под предлогом защиты исторических зданий, влекут за собой ухудшение внешнего облика города", — прокомментировал активист. Молодёжное движение снимало множество видеороликов отдельных зданий, писало заявления в администрацию, однако ответа они так и не получили.
Есть в городе и общественные движения, которые пытаются сохранить исторические объекты своими силами. Петербургская организация "Гэнгъ" занимается реставрацией декоративных элементов архитектуры в парадных домах. Вместо обращений и долгого ожидания движение привлекает специалистов, интересующихся проблемой и готовых помочь. В том числе "Гэнгъ" своими действиями показывает жителям домов, что гораздо лучше поддерживать эстетический вид парадных для того, чтобы больше исторических деталей можно было сохранить.
В первые годы движение не работало с домами-памятниками, так как необходимы специальные разрешения. Сейчас ситуация изменилась и "Гэнгъ" согласовывает действия с КГИОП. Последняя их работа была проведена в объекте культурного наследия, разрешение на очистку дореволюционной печи завода "Або", чтобы она смогла просуществовать до полноценной реставрации, с воссозданием керамики.