Царапки на ПВХ: в Петербурге растёт интерес к линогравюре

Автор фото: Анастасия Борисова

Эта разновидность печатной графики доступна даже для непрофессионалов. "ДП" выяснил, как в Северной столице можно заработать на этом интересе.

Создаётся линогравюра следующим образом: изображение вырезается на линолеуме, затем покрывается краской и с помощью пресса переносится на бумагу. Эта техника популярна из–за широкого диапазона выразительных возможностей и одновременно относительной лёгкости исполнения, плюс она не требует больших затрат на оборудование и материалы. Соответственно, такое искусство можно достаточно просто монетизировать, причём сразу несколькими способами.

Просто, эффектно и недорого

"В отличие от офорта или шелкографии в линогравюре нет опасных кислот и химикатов, не обязательно использовать печатный станок, — объясняет “ДП” художник и иллюстратор, выпускница СПГХПА им. А. Л. Штиглица Анастасия Борисова. — Достаточно пары специальных резцов — штихелей, а сам линолеум можно купить в строительном магазине. Даже минимально детализированные, незамысловатые отпечатки будут выглядеть ярко и выразительно. А сами особенности печати часто привносят что–то в конечный результат, порой обогащая его. С простой линогравюрой может справиться любой человек, который хоть что–то понимает в изобразительном искусстве".
"Вообще осведомлённость о том, каким именно образом делаются оттиски в различных техниках печатной графики, у нас пока крайне низкая. Даже любители искусства зачастую не могут отличить литографию от линогравюры. Поэтому я вижу свою миссию в том числе в просвещении аудитории, — говорит создательница образовательного проекта о печатной графике CUT Дана Макаридина. — Кроме того, мне очень нравится, что на мастер–классах, которые я организую сама или совместно с художниками, люди, которые впервые пробуют линогравюру, по–настоящему “зажигаются” и хотят продолжать".

В качестве медитации

По стране открывается всё больше пространств, где можно заняться линогравюрой и вообще печатной графикой. Это, например, студия Марии Зайцевой, "Офорт.Про", "Феррум Принт Лаб" в Москве, "Прографика" в Петербурге. Но ввиду мобильности данного вида графики мастер–класс по нему можно провести практически в любом помещении.
"Подобные мастер–классы приобретают популярность, потому что многим в нашу цифровую эпоху хочется творческой реализации, причём делая что–то руками. И не просто порисовать вечером дома и получить штучный арт, а сделать тираж, подарить экземпляры близким, друзьям, родственникам, — рассуждает Анастасия Борисова. — Плюс если работа проходит под руководством наставника, который большее количество времени посвятил этой технике, можно узнать лайфхаки о том, как сделать своё произведение более интересным".
Линогравюра кроме всего прочего имеет ярко выраженный терапевтический эффект и многим заменяет медитацию, добавила Дана Макаридина.

Монетизация навыков

Большое количество разнообразных обучающих мероприятий по линогравюре Анастасия Борисова связывает и с тем, что художники, которые получали профильное образование и осваивали ремесло, сейчас пытаются монетизировать навыки. По словам организаторов таких мастер–классов, средняя стоимость посещения составляет 1,5–2 тыс. рублей, приходит, как правило, порядка 5 человек. Если нужно снимать помещение, то придётся потратить около 2 тыс. рублей за несколько часов, но у многих художников есть свои мастерские. Материалы у преподавателей тоже свои, и закупаются они заранее в больших объёмах. Но цены на них невелики — рулон подходящего линолеума в "Петровиче" стоит около 700 рублей. Соответственно, даже с учётом расходников и аренды за 3 часа можно заработать в среднем 7 тыс. рублей.
"Неподготовленный человек под руководством мастера действительно может создать вполне “съедобное” произведение и почувствовать себя гением, — констатирует петербургский живописец, график, член Союза художников России Михаил Гавричков. — Но на самом деле линогравюра — одна из сложнейших техник. Чтобы стать мастером, помимо чувства материала и врождённого таланта нужно много учиться. Но в связи с популярностью среди неподготовленной молодёжи хождения в группы, занимающиеся эстампом, выросла и мода на как бы непрофессиональные работы. Царапки и гравюрки на плитках ПВХ — самое доступное средство для ускоренного обучения".
При всём вышесказанном Михаил Гавричков не сомневается, что существуют молодые художники, уважающие старую школу, но их мало. Дана Макаридина рассказала, что в Петербурге очень многие "заболели" печатной графикой после курсов у гравёра и живописца Юрия Штапакова. К примеру, искусствовед и педагог Алина Забелина, известная как художник под ником printazab, в своё время училась у Штапакова, а теперь успешно продаёт работы.

Сами у себя

"Основные пути сбыта работ — галереи, устраивающие принт–маркеты, принт–обмены и другие мероприятия внутри сообщества, — есть ощущение, что художники стараются поддерживать друг друга и покупать графические работы. И, конечно, социальные сети. У меня это Instagram, который родился из личного, из запросов друзей на моё творчество", — рассказала "ДП" Алина Забелина.
По словам и Алины Забелиной, и Анастасии Борисовой, многие люди начинают и собирать свою коллекцию именно с графики — это проще, понятнее и дешевле. Часто линогравюры покупают для интерьера, кто–то ищет искусство в качестве подарка. В разных городах открываются принтшопы: магазин от "Вкуса бумаги" при Музее Москвы, магазин печатной графики "Сажа" в Москве, принт–шоп WB при магазине "Чёрная Речка" на Моховой в Петербурге.
Опрошенные "ДП" графики говорят, что большие работы форматов А2 или А3, напечатанные в один цвет тиражом 20 экземпляров, могут продаваться за 1,5–3 тыс. рублей. Многоцветные линогравюры такого формата могут уходить и от 5 тыс. Работы формата А4 тиражом 20–30 экземпляров — 800–1500 рублей, форматом меньше — от 400 до 800. На выставках же цены всегда выше в связи с организаторской наценкой.