Грузопоток портов Балтики вырос за счёт нефти и удобрений

Автор фото: Михаил Тихонов

Грузопоток портов Балтики растёт, но не удивляет.

По данным ФБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", в ноябре 2021 года через порты Балтийского бассейна прошло 22,2 млн т грузов — на 13% больше, чем в том же месяце 2020–го. В целом по Балтийскому бассейну в сравнении с ноябрём 2020 года наиболее заметно выросли объёмы перегрузок нефти (на 43%) и минеральных удобрений (на 30%).
Всего за 11 месяцев грузопоток увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 230,5 млн т. Наибольшая доля (43%) приходится на порт Усть-Луга — 99,1 млн т.
В относительных значениях сильнее всего с начала года вырос порт Выборг — на 64%. Только за ноябрь увеличение грузопотока составило 81%. Однако это объясняется восстановлением после почти двукратного спада в кризисном 2020 году. Даже при увеличении в 3,1 раза погрузок угля и на 15% минеральных удобрений общий грузопоток порта всё ещё на 11,6% отстаёт от показателей 2019 года.
Единственный порт Балтийского бассейна, демонстрирующий падение результатов за 11 месяцев в сравнении с предыдущим годом, — Высоцк. Грузопоток снизился на 7%, в том числе за счёт сокращения перевалок угля на треть: с почти 6 млн до 4 млн т. Только за ноябрь объём проходящих грузов снизился на 17%, перегрузки угля упали более чем в 2 раза — с 627,5 тыс. до 295 тыс. т. Одновременно с этим с начала года стивидоры порта обработали на 893 тыс. т больше нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ), чем за аналогичный отрезок прошлого года. Поэтому эксперты не беспокоятся о снижении цифр и говорят о смене приоритета на другой груз.
Продолжается тенденция на снижение контейнерных перевозок в порту Усть–Луга: за 11 месяцев текущего года через него пропущено 27,5 тыс. TEU — на 41% меньше, чем за тот же период 2020–го.
"Существенная часть контейнеров из Усть–Луги переходит на сухопутные границы России и Китая. Дело в том, что этот терминал находится в 200 км от большого города, поэтому остаётся неудобным для клиентов", — объясняет управляющий партнёр ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов. При этом более чем в 80 раз выше суммарные контейнерные перевозки через порт Санкт–Петербург и порт Калининград — 1,87 млн и 401 тыс. TEU соответственно.
Кроме того, по итогам 11 месяцев в порту Усть–Луга сократились на 42% перевозки СПГ — с 931,9 тыс. до 544,2 тыс. т. Алексей Безбородов говорит, что в абсолютных значениях это достаточно небольшие объёмы. "В части СПГ всё, что меньше 10 млн т, несущественно. Рентабельность начинается с 6–8 млн т, а наблюдаемые колеблющиеся отгрузки — вопросы технологической отладки", — добавляет эксперт. Вероятно, объёмы СПГ через Усть–Лугу существенно вырастут после запланированного на 2024 год начала работы завода по сжижению газа.
В порту Санкт–Петербург грузооборот за период с января по ноябрь превысил значения за аналогичный период 2019 года на 3%, в порту Усть–Луга — на 3,9%. Калининград в этом плане пока отстаёт от докризисного значения на 4,5%, но тем не менее всё равно уверенно восстанавливается.
"В Балтийском бассейне глобальных перемен не происходит уже 15 лет, с тех пор как в 2006–2007 годах остановился рост контейнерного оборота в связи с исчерпанием спроса на этом направлении", — заключает Алексей Безбородов.