Пристегните ремни и предъявите ваш тест: путешествия в ковидное время

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock
— Ваша конечная цель поездки?
— Швеция.
— Но у вас билет до Копенгагена. Почему вы говорите, что Швеция?
— Потому что вы спросили о конечной цели.
— Надо говорить согласно тому, куда вы летите. Вот, например, вам повезло, что Дания разрешает сухопутный транзит. А если бы вы летели через Люксембург, мы бы не смогли вас посадить в самолёт.
— Простите, но мне не повезло, я читать умею. Именно поэтому и не полетел бы через Люксембург. Зачем мне лететь в Швецию через Люксембург, когда разрешает Дания?
— А, ну тогда всё в порядке. Хорошего полёта!
Это последний на данный момент диалог, состоявшийся у меня перед стойкой зарубежной авиакомпании. Именно эта позиция — главная при вылете за границу после 2020 года. Там проверяют все ваши документы, подтверждающие право въезда в конкретную страну. Если вы можете доказать, что вас не развернут на границе, получаете допуск на регистрацию. Ни одна авиакомпания не хочет вывозить вас обратно за свой счёт. И именно её представители — не пограничники и уж точно не таможенники, как многие считают, — самые серьёзные стражи собственного спокойствия. Поэтому главное правило для путешественника в провозглашённую эру ковида — тщательно готовиться к поездке, даже если у вас есть формальный повод пересечь границу. И быть готовым к общению, ведь такие диалоги — стандартная и неизбежная процедура.
Да, если раньше понятие подготовки подразумевало путеводитель потолще, изучение соборов, развалин и особенностей региональной кухни, то сейчас необходимо мониторить правила въезда, карантинов, сдачи тестов, которые могут вдруг измениться за сутки до вашего вылета. Потребуется ещё умение прогнозировать ситуацию да список тематических телеграм-каналов в вашем смартфоне в зависимости от страны, куда вы собираетесь лететь. Летом я продавил австрийских пограничников только за счёт знания своих прав: они отправляли Россию в "красную" зону с 8 июля, я летел 7–го, а ребята поначалу решили, что разницы никакой.
Как вы уже поняли из приведённого выше диалога, "стражи ворот" заранее настроены, что каждый пассажир — потенциальный растяпа. Который может дорого заплатить за неумение отличить Словакию от Словении — если раньше было простительно, сейчас не то время. Варианты провала смешны, грешны и разнообразны. Можно "забыть" сдать тест перед посадкой в самолёт — "зачем, там же всё равно возьмут?" Можно сдать, но предъявить результат только на русском языке. Или предъявить QR-код о полном курсе прививок российской вакциной для посещения страны, где её пока не признали.
Стресс ли это?
Безусловно.
Поездки с сачком для ловли бабочек, к сожалению, закончились. И не только из-за пандемийных ограничений.
Зарубежный туризм за последние 2 года сильно подорожал. Например, если у всей семьи есть сертификат о вакцинации, вы можете полететь в Будапешт (Венгрия с большей радостью приняла все существующие вакцины, чем один захудалый отряд мигрантов). Тем более прямые перелёты есть из Петербурга, Москвы и даже Казани. Но если раньше венгерская бюджетка могла перевезти за 200 евро всю семью, сейчас это стандартная стоимость билета в один конец. Разумеется, без багажа под сладенькое токайское. И речь в данном случае о самом простом для исполнения направлении по Шенгену. Если у вас в семье не принято отдыхать по очереди, экономическая подготовка потребуется весьма серьёзная.
Путешествовать по России — дешевле и проще, и именно этим последние полтора года я сам усиленно занимался. География получилась не самой обширной, но достаточной, чтобы сделать комплексный вывод. Важно то, что практически ни разу не пришлось испытать чувства полного разочарования, хотя, например, в той же Казани были нюансы в виде мартовских непролазных улиц (это не касалось лишь тротуара возле дома правительства) и внезапно введённого "почти локдауна" в октябре, когда коммунальные службы не успевали чистить урны от мусора, оставленного царём Тэйкэвэем.
Возможно, кого-то покоробит, но России был нужен этот мировой кризис, чтобы начать заниматься собой, и некоторые регионы уже стали стремительно хорошеть (в первую очередь я про Калининградскую область, явно рискуя стать попугаем). Разумеется, если очень придирчиво сравнивать городскую среду с каким-нибудь Мальмё и тем более Копенгагеном, можно испытать психологические проблемы, но пока что это касается не только провинции, но и, увы, Санкт-Петербурга. Слишком мало времени прошло, чтобы давать категоричные оценки.
Ковидные ограничения ещё долго будут влиять на путешествия, поэтому крайне важно взять на вооружение принцип: продолжать ездить во что бы то ни стало. Куда угодно, как позволяет чувство собственного комфорта, но ездить. Кругозор и новые впечатления творят чудеса даже с распоследними флегматиками, которым бы только пол-стены-потолок. А перед тем как сказать себе: "так нельзя же, давайте останемся дома", лучше лишний раз убедиться, что на самом деле нельзя. Что именно нельзя, в какой степени или вдруг всё-таки можно.
И помните — более чистой зоны, чем самолёт, вы не найдёте. Мало где на вашего соседа быстрее наденут маску, если он вдруг решит, что можно и без неё…