Как осуществлять уход за нетрудоспособным и при этом жить достойно

Автор фото: Shutterstock

В последние годы во многих регионах нашей страны качественно изменилась социальная инфраструктура, и общественная среда стала более доступной для отдельных категорий граждан. А вот уровень жизни изменился не сильно. Как поддержать наиболее уязвимую часть населения, используя европейский опыт, "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.

На сегодняшний день, вопрос стоит очень остро, так как охватывает довольно большую группу людей. По данным Росстата, в 2021 году в России проживало 11 631 000 инвалидов. Из них 1 367 000 — представители I-й группы и 704 000 дети-инвалиды.
Для людей с ограниченными возможностями от государства предусмотрен ряд мер поддержки: федеральные выплаты и региональные пособия. Однако эти начисления не индексируются относительно инфляции, поэтому с каждым годом их ценность продолжает падать.
Так, официальный представитель (родитель или опекун) ребёнка-инвалида в Петербурге в месяц может рассчитывать на 16–18 тысяч рублей, включая пенсию и все остальные выплаты (около 30 тыс., если присвоена тяжёлая степень инвалидности). При этом родитель должен быть официально безработным. Кроме того, стоит учитывать, что только на процедуры по реабилитации ребёнка-инвалида в месяц может уходить не менее 30 тыс. рублей. Стоит ли говорить, что при отсутствии второго законного представителя с внушительным ежемесячным доходом жить остаётся не на что. Ещё хуже обстоят дела с государственными пособиями для взрослых людей с ограниченными возможностями, равно как и с предоставлением на работе дополнительных выходных дней их опекунам.
"Для сравнения в Ирландии сотрудник, отработавший в компании не менее года, имеет право взять специальный неоплачиваемый отпуск по уходу за тяжелобольным в количестве до 104 недель. При этом ему будет гарантировано сохранение места и первоначальных условий труда. К тому же он сможет получать выплаты из Фонда социального страхования в размере 225 евро (около 20 тыс. рублей — прим. ДП) в неделю, плюс 20–48 евро в неделю за каждого зависимого от него ребёнка. Но самое важное заключается в том, что при получении пособия ухаживающему разрешается работать, правда не более 18,5 часов", — отметил Дмитрий Давыдов.
В Великобритании и Швеции законные представители инвалидов также могут продолжать трудовую деятельность и получать пособия от государства одновременно. Хотя суммы чуть ниже, чем в Ирландии, но всё же не сопоставимы с Россией. Скажем, в Швеции пособие по уходу за ребёнком-инвалидом в 2021 году составляло от 2 479 до 9 917 крон (20 300–81 300 рублей) в зависимости от того, в какой степени ребёнок нуждается в уходе.
"Во всех перечисленных выше странах происходит ежегодное повышение пособий по причине инфляции. Мы предлагаем в России учесть этот позитивный опыт и "привязать" все социальные выплаты к МРОТ. Это актуализирует их по отношению к текущей экономической ситуации. Также необходимо дать возможность всем, получающим пособия по уходу за инвалидами, разрешить работать и иметь легальный доход, не превышающий 85% от МРОТ, при условии, что работе уделяется не более 70 часов в месяц", — подчеркнул Дмитрий Давыдов.
Кроме того, эксперт предлагает предоставить ближайшим родственникам, ухаживающим за инвалидами I-й группы, детьми-инвалидами и инвалидами с детства, возможность работать на 25% меньше от стандартного рабочего времени, без оплаты, но с сохранением места. По согласованию с работодателем это может быть сокращённый день, укороченная трудовая неделя, либо неоплачиваемый отпуск, включая 14 разрешённых по законодательству дней.
Преимущества от реализации этих мер поддержки очевидны. Люди с ограниченными возможностями будут гораздо в большей степени получать заботу непосредственно от своих родных и близких, а не от социальных работников и сотрудников интернатов. Это качественно изменит эмоциональное состояние нуждающихся в уходе, повысит их уровень жизни и, возможно, положительно скажется на здоровье. Родственники и законные представители, вовлечённые в этот процесс, смогут продолжить работу официально, а значит будет меньше "серых схем" и ухода от налогов. Поэтому совершенно очевидно, что государству стоит обратить более пристальное внимание на данную проблему и продолжать двигаться в правильном направлении, используя позитивный опыт развитых стран.