Перестройка, переговоры и экономия: перспективы для рынка российской медицины

Автор фото: Pexels
Автор фото: Pexels

Вопросы импортозамещения и повышения стоимости зарубежных лекарственных препаратов, расходных материалов, а также высокотехнологичного оборудования и комплектующих к нему — это лишь верхушка айсберга сложностей, с которыми столкнётся медицинский бизнес. Новые вызовы окажутся по силам не всем игрокам. Но не всё так однозначно: каковы возможные сценарии адаптации для участников рынка, "ДП" рассказал главный врач семейной клиники "Поэма здоровья" Николай Витенко:

"Кризис — время проверить, насколько медицинские организации вообще способны работать в условиях жёстких внешних ограничений. Дело в том, что эта сфера деятельности является направлением, которое не предполагает самостоятельного развития. Последнее всегда зависит от новых медицинских технологий, которые приходят на рынок. И если их нет, говорить о каком-то развитии довольно сложно. Сегодня можно говорить о том, как выживать и перестраиваться в данный момент.
Николай Витенко, главный врач семейной клиники "Поэма здоровья"
Сегодня часто акцент делается на теме импортозамещения. Но здесь необходимо разделять ситуации с поставкой оборудования, лекарственных препаратов, а также расходных материалов.
Пока ни одна известная мне фармкомпания-производитель не ушла с российского рынка. Они собираются дальше, так или иначе, поставлять свои лекарственные препараты. Другое дело, что изменится стоимость: из-за курса иностранной валюты и логистики. Необходимо понимать, что задача производителей и дистрибьюторов фармацевтических препаратов сегодня организовать бизнес-процессы с учётом нынешних реалий. Например, уменьшить свою кредит-ноту, тем самым понизить свою маржинальность. Думаю, что логистические цепи выстроятся достаточно быстро на разных этапах.
Что касается импортозамещения: наверное, заменить некоторые лекарственные препараты, которые создавались на европейском и американском рынках, теоретически возможно: существуют лицензии, когда-то в своё время купленные патенты для производства дженериков. Но есть ещё сама фармсубстанция, которая необходима для изготовления этих средств, — она, в основном, закупается в Юго-Восточной Азии. Опять же встаёт вопрос стоимости в связи с "отношениями" валютных пар.
При этом, наша страна может выпускать достаточно много разных заменителей западной продукции в части медицинских расходных средств. Но для этого потребуется медицинский пластик — насколько я знаю, в нашей стране он фактически всегда закупался, то есть тоже является импортом. При этом 80% данного материала также производится в Юго-Восточной Азии.
Кроме того, надо понимать, что за последние 8 лет российских аналогов высокотехнологичного медицинского оборудования не произведено. Поэтому вопрос импортозамещения по этому направлению довольно сложный. Впрочем, я думаю, что здесь есть и позитивный момент. Будем учиться рациональному подходу к эксплуатации. Теперь собственники и руководители как государственных, так и частных организаций будут более внимательно относиться к содержанию оборудования. Им придётся заранее определять, каким образом заменять отдельные узлы в случае их поломки. Потому что выход из строя аппарата приведёт к остановке медицинского бизнеса, либо работе по определённому направлению.
В нашей клинике "Поэма здоровья" мы тоже прорабатываем этот вопрос с нашими основными поставщиками оборудования и расходников. Определённым образом себя подстраховали на текущий год-полтора. А кроме того, нам удалось в этот момент купить совершенно новую эндоскопическую стойку японского производителя для проведения фиброгастроскопии. Сейчас тоже ведём переговоры по поводу поставки нам другого диагностического оборудования — уже зафиксировали цены.
Значительная часть пациентов нашей клиники обслуживается по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС). Мы встретились с руководителями всех ведущих страховых компаний, обсудили новую ценовую политику и свои долгосрочные взаимоотношения. Наша команда прекрасно понимает, что, скорее всего, произойдут изменения на рынке ДМС — и находимся с этими организациями в постоянном контакте, чтобы определять совместную тактику. Потому что им тоже нужно рассчитывать на существующие партнёрские отношения. Если мы поднимем цены на 50–70%, стоимость страховки будет совершенно другой для их клиентов.
Ещё одна возможная серьёзная перемена — на рынке труда. Я думаю, что медицинские работники чаще, чем до этого будут искать совместительство. Также, предполагаю, что многие организации, которые были "закредитованы" или для которых медицина не являлась стержневой компетенцией — скорее всего, будут закрываться.
Однако повторюсь, что в текущих условиях мы можем только предполагать, какие сценарии возможны, — и стремиться формировать стратегии, исходя из текущих реалий и прежде всего интересов пациентов".