НЭП XXI века или мобилизационная экономика: Россия оказалась на перепутье

Автор фото: Ваганов Антон

Куда идёт Россия — от военного коммунизма к НЭПу или наоборот, обсудили на конференции "Новая экономическая политика XXI века: уроки истории и задачи антимонопольного регулирования".

Экспертная конференция прошла в Zarenkov Gallery, главными темами на ней стали вопросы мобилизационного ценообразования в стране, параллельного импорта и роли, которую играет сейчас антимонопольное ведомство.
"Тематика не просто актуальная, она очень злободневная. Текущая обстановка отличается от наших представлений год назад. Перестройка идёт, изменения экономической парадигмы видны невооружённым глазом. Новая политико–экономическая реальность уже существует, с этим нужно жить и работать", — заявил, открывая конференцию, главный редактор "Делового Петербурга" Игорь Павловский.
Кирилл Дозмаров, партнёр консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics, считает, что новый НЭП — НЭП 2.0 — один из вариантов развития текущей экономической реальности. "Мы наблюдаем стремительное изменение антимонопольной повестки в нашей стране. 10 лет назад я бы не поверил, что Федеральная антимонопольная служба будет заниматься ценовым регулированием, выстраиванием товарных потоков, приватизацией спроса на внутреннем рынке и ограничением выпуска и производства продукции. Потому что ФАС России — орган рыночной экономики. Я вижу достаточно сильную тенденцию к прямому государственному регулированию", — сказал он.
Советник президента по вопросам соблюдения антимонопольного регулирования ПАО "ТрансКонтейнер" Анатолий Голомолзин в свою очередь считает, что эволюция антимонопольного регулирования в России идёт постоянно. Во все предыдущие периоды ситуация была аналогичной, и, если происходит необоснованный рост цен, необходимо принимать меры: защищать конкуренцию, участников рынка и потребителей. В такой ситуации важны решения, обеспечивающие устойчивое развитие экономики.
"С 2020 года ФАС России занимает консервативный курс по формированию ценообразования в компаниях. В марте 2022 года ФАС одобрила новый подход для расследований ценообразования на российские товары. Если раньше служба могла принимать экспортные котировки в качестве основного аргумента, то теперь будет отдан приоритет удовлетворению потребностей внутреннего рынка", - отметила в выступлении Татьяна Басова, старший экономист и руководитель блока экономических исследований Kulik & Partners Law.Economics. Упоминая предельное ценообразование, спикер отметила нестандартность применения затратного метода. Он заключается в сдерживании роста цен, желании регулятора снижать цену при падении спроса, ограничении рентабельности внутреннего рынка компаний на уровне 4,5-9,5% и стабилизации цен.
Профессор экономического факультета МГУ Андрей Шаститко считает, что текущую ситуацию нельзя сравнить с послереволюционным НЭПом: "100 лет назад власть столкнулась с тяжелейшими последствиями военного коммунизма, когда были подорваны стимулы что–либо производить. Главный смысл НЭПа — восстановить стимулы для производства и получения прибыли. Сейчас у нас мобилизационная экономика, и мы движемся в сторону военной, это другая сторона от НЭПа", — считает он.
Эксперт подчеркнул, что пока не ясно, как будут реализовываться новые нормы. Для бизнеса военная экономика может иметь не только гарантированные заказы, но также издержки и последствия: например, если частная компания получит заказ на производство макарон для военной службы и откажется из–за предложенной цены.
Однако председатель комитета по государственному заказу Петербурга Александр Жемякин считает, что государство как заказчик активно идёт навстречу бизнесу. В сфере госзакупок сохраняется конкуренция. За последние 7 месяцев в Петербурге зафиксировали всего 12 крупных закупок у единственного поставщика, из них 10 — в сфере медицины, остальные — трамваи и вагоны для метрополитена.
Спикер рассказал, что процедуры госзакупок трансформируются при мобилизации экономики, но механизм будет работать слаженно, когда все привыкнут к изменениям. Он привёл пример электронных магазинов закупок малого объёма: сначала ими никто не хотел пользоваться, а сейчас в них появилась конкуренция, уровень экономии превысил 7% и объём закупок приближается к 7 млрд рублей.
Директор по правовым вопросам АНО ДПО "Академия системного образования" Сергей Андросов с Кириллом Дозмаровым подняли вопрос актуальности в современных условиях института антимонопольного комплаенса (риск–ориентированного подхода). Участники дискуссии пришли к выводу, что, несмотря на декларацию процедуры проведения антимонопольных расследований и регламентацию в законе прав и обязанностей компаний, вероятность победить в противостоянии с ФАС на его поле сводится к нулю. В таких условиях антимонопольный комплаенс как никогда становится всё более актуальным для бизнеса, его руководителей и собственников.
Говоря о проблеме экономического развития, эксперты упомянули будущее параллельного импорта в России. При такой возможности ввозить продукцию в страну может любой импортёр. "У нас есть два внутренних подхода. Минпромторг говорит, что параллельный импорт не нужен, необходимо сохранять привлекательную рыночную сумму для инвесторов. ФАС считает: чем больше конкуренция и чем меньше заработок посредников, тем выгоднее финальная цена для потребителей", — отметил Вячеслав Жигалов, руководитель благотворительного фонда развития образования, науки и культуры "Политех".
Если конкуренция чрезмерна, производители и продавцы вынуждены конкурировать ценой. Это приводит к снижению рентабельности и отключению инвестиций в новые технологии. Тогда вырождаются целые сектора и рынки и государству приходится брать всё управление в свои руки, что противоречит принципам рыночной экономики. Для того чтобы конкуренция приводила к улучшению структуры, нужно позволять всем субъектам зарабатывать и инвестировать в развитие.
Мероприятие прошло при поддержке Института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге.