Неспешно и обстоятельно: банкротство "Метростроя" перешло в затяжную стадию

Автор фото: Сергей Ермохин

Продажа имущества "Метростроя" идёт медленно, а у кредиторов разные подходы к банкротному процессу.

Торги по продаже части имущества бывшего строителя метро ОАО "Метрострой" не состоялись уже во второй раз. В рамках процесса о несостоятельности компании на продажу было выставлено 126 единиц различной техники, находящейся в залоге у банка "ФК Открытие". В списке числятся тоннелепроходческий механизированный комплекс, микротоннелепроходческая установка, краны, буровые установки, экскаваторы, погрузчики, наклонный тоннельный укладчик, укладчик блоков верхнего свода среднего зала станций колонного типа, трансформаторные подстанции, забурник, тюбингоукладчик и прочее.
Техника была объединена в общий лот с начальной стоимостью почти 706 млн рублей. Первый раз его выставляли на торги в июле, второй — в августе. Почему они не состоялись, выяснить у организатора (ООО "Спутник") не удалось.
Один источник издания считает, что половина оборудования, которое выставляется на торги, устарела и не очень интересна рынку. Впрочем, другой собеседник полагает, что львиная доля техники старого "Метростроя" должна быть востребована новым подрядчиком — АО "Метрострой Северной столицы" (МССС). Кроме того, значительная её часть может быть использована и на общестроительных работах, что должно повысить интерес к ней.
"Другого оборудования у МССС нет, и купить его негде. Если будут строить по–старому, не применяя 10–метровые и 13–метровые щиты, это всё будет необходимо. Тюбингоукладчики нужны, подъёмные машины для стволов сейчас вообще никто не выпускает. Другим подрядчикам, кроме МССС, это оборудование ни к чему, у них технологии строительства поверхностные", — говорит источник, допуская, впрочем, что у метростроевской техники может быть большой износ.
Заместитель генерального директора МССС Дмитрий Орлов сказал "ДП", что компания изучает все предложения по покупке горнопроходческого оборудования. "И, безусловно, мы в курсе данного предложения. В любом случае рассматриваем закупки исключительно в рамках рыночной стоимости необходимых машин и механизмов", — отметил Орлов.
В таких компаниях, как АО "Мосинжпроект", АО "Ингеоком" и АО "Казметрострой", занимающихся строительством подземки в Москве и Казани, на запросы "ДП" об актуальности продаваемой техники "Метростроя" не ответили. Не прокомментировала ситуацию и конкурсный управляющий Светлана Судья (назначена в 2021 году).
Кстати, в начале сентября она подала заявление об отставке. "Фонтанке" она объяснила это "достаточно тяжёлой и сложной процедурой". Пока арбитраж не рассмотрел это обращение.

Много споров

Неспешны и другие аспекты банкротного дела. Процесс о несостоятельности ОАО "Метрострой", стартовавший ещё в 2019 году, вряд ли завершится в ближайшие год–полтора, считает руководитель практики антикризисного управления и банкротства юрфирмы "Дювернуа Лигал" Карина Сидорова.
"Это маловероятно при таком количестве споров о признании сделок недействительными, специфике имущества, подлежащего продаже, и ротации управляющих. При этом главная задача — соблюсти баланс публичных интересов по продолжению строительства метро и частных интересов кредиторов по погашению их требований", — считает Карина Сидорова.
По её мнению, существует конфликт между двумя крупными кредиторами — банком "Россия" и Россельхозбанком. При этом пока банк "Россия" имеет перевес на собраниях кредиторов: 54% против 19%, подсчитала эксперт.
В прошлом году на одном из собраний кредиторов "Россия" голосовала за включение в повестку собрания дополнительных вопросов, заявленных МССС, — за прекращение деятельности "Метростроя", за предоставление должником в аренду МССС своего имущества, за кандидатуру конкурсного управляющего Светланы Судьи. В свою очередь, Россельхозбанк не столь давно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МССС и Смольного к субсидиарной ответственности.
"Мы наблюдаем разное отношение данных кредиторов к ситуации вокруг нового подрядчика — МССС. Из этого можно сделать вывод, что последствия смены управляющего могут затронуть сферу интересов этих кредиторов. При этом голосов Россельхозбанка для избрания управляющего явно недостаточно", — отмечает Карина Сидорова.

Нашли виноватого

Масштаб и конфликтность процедуры позволяют уверенно полагать, что оспаривание сделок, привлечение к субсидиарной ответственности и торги не закончатся в ближайшие полтора года, соглашается с оценкой коллеги Александр Соловьёв, партнёр юридической фирмы "Маранц, Соловьёв и партнёры".
Эксперт обращает внимание на несколько споров. Один из них — привлечение петербургской администрации как контролирующего должника лица (КДЛ) к субсидиарной ответственности. Смольный владел крупным пакетом акций ОАО "Метрострой", следовательно, несёт ответственность за финансовое состояние должника. И при этом часть кредиторов, в том числе Россельхозбанк, считают, что администрация Петербурга должна быть привлечена к субсидиарной ответственности.
Партнёр юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич полагает, что теоретически это возможно. "Если суду удастся установить, что недофинансирование, заключение убыточных контрактов или иные действия городской власти привели к объективному банкротству “Метростроя”, есть все основания для применения ст. 61.11 закона о банкротстве (субсидиарная ответственность), — считает Станкевич. — Однако сложно предположить, насколько доводы заявителя убедят суд, учитывая общий провластный уклон практики при разрешении споров с госорганами".
С другой стороны, как известно, привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности является одним из немногих реально работающих механизмов удовлетворения требований кредиторов.
"Банк не комментирует ход судебных разбирательств со своим участием до их завершения", — заявили в пресс–службе Россельхозбанка. В Смольном и "России" ситуацию также не прокомментировали.

Плюс–минус 8 млрд

Ещё два спора, по словам Александра Соловьёва, могут повлиять на размер конкурсной массы. Так, Верховному суду РФ предстоит ответит на вопрос, является ли долг "Метростроя" в размере более 1 млрд рублей перед двумя компаниями, ТО–3 и СМУ № 13, текущим. Если да, то в этом случае долг должен быть погашен в первую очередь, а значит, эти деньги не попадут в конкурсную массу. Второе дело — разбирательства по иску "Метростроя" к петербургскому ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС) о взыскании более 8 млрд рублей. Сама ДТС, инициировавшая этот процесс, просит суд взыскать с экс–подрядчика подземки 2,88 млрд рублей. По делу была назначена экспертиза, но пока она не завершена. Потенциально этот спор может принести в конкурсную массу "Метростроя" более 8 млрд рублей, что позволит расплатиться с кредиторами.
Напомним, на данный момент общий размер требований в реестре — 9,3 млрд рублей, а имущество "Метростроя" оценивается в 11,5 млрд. Ранее отмечалось, что значимую ценность представляет лишь земельный участок площадью 62 тыс. м2 на ул. Ивана Черных, 16. Его оценили почти в 5 млрд рублей.