Стимулятор роста: новые мегапроекты изменят цены на жильё в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Принято считать, что ввод новых станций метро в Москве и Петербурге способен увеличить цены на жильё рядом с подземкой на 10–15%. Однако крупные инфраструктурные объекты, которыми будут массово пользоваться жители и гости города, влияют на стоимость недвижимости не так очевидно. Подробности — в материале "Делового Петербурга".

В ноябре в Петербурге стало известно о строительной готовности двух крупных проектов с инвестициями в несколько десятков миллиардов рублей. Во-первых, был представлен проект нового аэропорта в Левашово, который строят по концессионному соглашению между Минобороны и ПАО "Газпром". Первую очередь воздушной гавани на севере города обещают запустить в конце следующего года. Во-вторых, строители завершили остекление стадиона "СКА Арена" в Московском районе. Его готовность оценивается в 87,5%, через несколько месяцев арену смогут посетить первые зрители.
Директор по продажам GloraX Павел Логачев отмечает, что в Москве открытие новых станций метро действительно может привести к росту цен на жильё в районах с плохой транспортной доступностью. Стоимость "квадрата" в таких локациях может вырасти до 10%. В Петербурге развитие сети метрополитена идёт более низкими темпами, чем в столице, иногда сроки открытия новых станций сдвигаются.
"Появление новых станций метро, а также реализация крупных инфраструктурных проектов традиционно повышают уровень комфорта проживания и, конечно, такие инициативы будут подогревать спрос покупателей к проектам в районах с высоким потенциалом дальнейшего развития. Однако не стоит забывать, что в первую очередь на стоимость новостройки влияют качественные характеристики, привлекательность локации в целом, наличие развитой сложившейся инфраструктуры и пр. Поэтому в условиях высокой волатильности рынка и возможности появления непрогнозируемых рисков, связанных с изменением геополитической ситуации, достаточно сложно прогнозировать возможный рост стоимости квадратного метра жилья только в расчёте на появление новых станций метрополитена или инфраструктурных объектов", — рассуждает эксперт.
Тем не менее, новостройки в локации с перспективами развития имеют больше потенциала для роста стоимости квадратного метра за счёт изменения качества жизни. Для примера также можно привести локацию завода "Красный треугольник", где в ближайшей перспективе появятся современные культурные пространства и парки, а также новые жилые проекты с развитой инфраструктурой и точками притяжения.
Ещё один пример — намывные территории Васильевского острова. "Интерес к этой локации подтверждается тем, что здесь начали появляться объекты высокобюджетного сегмента. Рост покупательского спроса в этом районе обусловлен развитием инфраструктуры, а также появлением Западного скоростного диаметра, который ощутимо улучшил транспортную доступность локации и уровень комфорта проживания", — добавил Логачев.
Но помимо очевидных плюсов у инфраструктурных объектов, рассчитанных на большой поток посетителей, есть и ряд неоднозначных факторов.
"Факт открытия метро в пешей доступности способен увеличить стоимость жилья и более, чем на 15%. Хотя, когда станция уже строится и понятны сроки, в стоимость строящегося жилья ещё на стадии котлована была включена определённая наценка. Крупные инфраструктурные объекты могут, напротив, снизить привлекательность локации. "СКА-Арена" вряд ли изменит индекс средней цены районного метра. С одной стороны, для жителей окрестных домов не будут являться преимуществом толпы, следующие маршрутом от метро к объекту и обратно во время мероприятий — поэтому повышение цен необоснованно. С другой стороны, понижение цен маловероятно — ранее на том же месте плотно функционировал в рамках мероприятий и концертов комплекс СКК", — обратил внимание директор по маркетингу компании e. Development Вячеслав Батаков.
Относительно аэропорта в Левашово, по его мнению, дополнительный потенциал для жилой застройки, в отличие от офисного или сервисного апарт-сегмента, он не предоставит. Это связано с дополнительным шумом от самолётов и повышенным автомобильным трафиком даже при строительстве дополнительной дороги к аэродрому.
"Снижение стоимости "квадрата", однако, также не рассматривается — в локации преимущественно строится комфорт-класс, цена одна из самых доступных в черте города. Что касается пассажирского трафика будущего аэропорта, учитывая концессионное соглашение города с аэропортом "Пулково", закрепляющее его туристическую эксклюзивность на длительный период, пассажиропоток, вероятнее всего, будет преимущественно состоять из сотрудников "Газпрома" и дочек компании", — резюмирует собеседник "ДП".