С пиететом к истории: реконструкция в центре как повод гордости для бизнеса

В последние годы градус интереса к историческому центру растёт: с одной стороны, состояние многих зданий стремительно ухудшается, с другой — в локации сокращается число пятен под застройку.

Но никуда не исчезает потенциал развития территории. В связи с этим эксперты рынка недвижимости ещё в прошлом году отметили зарождение тренда на реконструкцию и реновацию исторических зданий: это подтверждает и растущее количество сделок по приобретению объектов под эти цели. Впрочем, явление как не было массовым, так и не станет, уверены специалисты — новое строительство обычно обходится дешевле, быстрее, а также предполагает меньше рисков и проблем.
Неоспоримым преимуществом восстановленного объекта являются его принципиальная уникальность и предсказуемый повышенный спрос, вне зависимости от функционального назначения. Имиджевый компонент тоже даёт весомый бонус. Такие истории вызывают интерес и нередко попадают в поле зрения СМИ. Например, специальная номинация для объектов реконструкции была определена в рамках премии "Проект года" по версии "ДП".
И хотя примеров становится всё больше — этого мало, чтобы в ближайшей перспективе говорить о проработанном решении по сохранению и развитию исторического центра города с феноменальным архитектурным наследием. Понятно, что без частного капитала в этой схеме не обойтись, но нужны актуальные экономические механизмы и понятные правила работы с таким материалом.
Если же говорить об интересах предпринимателей, то в 2021 году консалтинговая компания Knight Frank St. Petersburg (ныне — NF Group в Санкт–Петербурге) привела следующую статистику: за 15 лет в историческом центре реконструировано под жильё 55 объектов общей площадью 180 тыс. м2, ещё восемь — приобрели статус апарт–проектов, 151 здание — это бизнес–центры, 74 — гостиницы. Популярность последних двух решений имеет очевидное объяснение: востребованность предложения в престижной локации, в окружении достопримечательностей.
Одним из таких ярких примеров, который не вошёл в рамки исследования, поскольку в 2022 году объект отмечает уже 20 лет работы в обновлённом статусе, является отель "Коринтия Санкт–Петербург".

Часть миссии

Проект в городе на Неве является не первым в истории международной сети Corinthia Hotels — но при этом относится к предметам её особой гордости. Два из трёх приобретённых компанией в 2002 году зданий на Невском проспекте и Стремянной улице находились в удручающем состоянии. Главным условием покупки была реконструкция построек и восстановление их фасадов с сохранением первоначального облика. Для работ компания привлекла лучших архитекторов и реставраторов, которые тщательно изучили оригинальные характеристики объектов. В результате Corinthia Hotels выполнила все обязательства на высочайшем уровне, что было особо отмечено городскими властями: именная звезда группы "Коринтия" была в числе первых на Аллее меценатов, открытой в парке Адмиралтейства в 2007 году. Здесь увековечены имена тех, кто внёс значительный вклад в реставрацию памятников города.
За столь сухими фактами из истории стоит трепетное отношение к архитектурному наследию в тех регионах, куда приходит компания. В её коллекции отели, которые не просто локационно соотносятся с открыточными видами различных мировых столиц. Как раз создать эту картинку для гостей и жителей города, вернуть облику исторических зданий их роскошество и помогает бережное восстановление, с точечным вниманием к деталям и особенностям каждого объекта. Политикой бренда такое отношение назвать сложно. Это даже больше, чем миссия. Скорее уважение к целостности архитектурного полотна города, его культурным традициям, но прежде всего — к таланту мастера, транслируемое через заботу о его детище.
И в философии компании много именно "личностного". Так, основатель и президент Corinthia Hotels Альфред Пизани многократно в своих интервью делал акцент на том, что конкурентным преимуществом сети является искренняя забота её сотрудников друг о друге и о госте, стремление делиться своими знаниями и желание поддерживать коллег. А когда коллектив становится семьёй, его отношение к отелю превращается в рачительно хозяйское, бережное, подчёркивающее особый статус исторического объекта. Проявлять его получается гораздо эффективнее, когда само здание является собственностью компании, — это ещё одно правило бренда.
Альфред Пизани, основатель и президент Corinthia Hotels (архив "ДП")
Автор: Рафаэль Карапетян
Такой подход профессиональное сообщество не раз отмечало особыми наградами, подтверждающими прежде всего высокое качество сервиса, которое является визитной карточкой сети. И особое значение имеет признательность города и путешественников за филигранную работу с объектами культурного наследия, проведённую в Лондоне, Будапеште, Лиссабоне, Праге, Хартуме, Триполи, на Мальте. Также актив оператора пятизвёздочных отелей пополнили проекты в Бухаресте и Риме — они на сегодня в стадии реализации. А пример Петербурга прекрасно демонстрирует, каким планируется их будущее.

Искусство перевоплощения

Реализация проектов реконструкции в историческом центре не просто ответственна, процесс предполагает целую массу сложностей: от возможностей установить технику до высоких ожиданий общественности.
Главное здание, расположенное на Невском проспекте, 57, построено в 1861–1862 годах. В начале XX века надстроены главный корпус и дворовые флигели, а фасад приобрёл черты неоклассического стиля. Тогда здание было известно как Дом Ремесленного училища цесаревича Николая. Однако больше с 1917 года прославилось благодаря своей истории в мире гостиничного бизнеса под разными наименованиями: "Гермес", "Балтийская", "Невский палас", "Шератон", "Коринтия Санкт–Петербург". В ходе реконструкции здесь были полностью обновлены лобби и рестораны. Создание интерьера было доверено британской компании GA Design International.
Здание по адресу: Невский проспект, 59, возведено в 1822–1823 годах для Комиссии духовных училищ. В 1850–х после перестройки оно стало доходным домом, а в начале XX века получило статус жилого. Внешний облик теперь соотносился с эклектичным стилем. Здание известно тем, что оно стало первым в послевоенной истории строением на Невском проспекте, по которому принято решение о сносе: в 1990–х годах во время реконструкции дома №57 трещины пошли по соседним 55–му и 59–му. Затем последние довольно долго находились в аварийном состоянии. В 2009 году Corinthia Hotels отстроила здание заново — проект был поручен легендарной компании Arup, в числе работ которой Marina Bay Sands Resorts Promenade в Сингапуре, галерея "Тейт Модерн" и Олимпийская деревня в Лондоне. Сегодня здесь располагается 107 представительских номеров, включая королевский люкс, который на момент воссоздания считался самым большим в России, а также уникальный для города конференц–этаж с 17 моделируемыми залами общей вместимостью до 1000 человек.
Реконструкция здания будущего отеля "Коринтия Санкт-Петербург", архив "ДП"
Автор: Роман Киташов
И наконец, дом на Стремянной улице, 8, — связанный с главным строением сквозной галереей. Он возведён в 1858 году, а уже в 1869–м его приобрёл известный актёр Александринского театра Василий Самойлов, про которого современники писали, что он стал "первым тенором, явившимся на сцену русского оперного театра". Семья знаменитости занимала второй этаж дома, а квартиры выше сдавались в аренду. Место долгое время было центром притяжения бомонда: здесь собирался весь цвет творческой элиты города. В XX веке здание было адаптировано под коммунальные квартиры. В 1994 году после реставрации здесь открыт мемориальный музей династии Самойловых. Прежний облик помещений был восстановлен по сохранившимся чертежам. И в ходе реконструкции Corinthia Hotels сохранила этот объект. Заслужив тем самым для "Коринтия Санкт–Петербург" статус единственного отеля в городе, где внутри гостиничного комплекса располагается полноценный музей.
В первые 4 года работ по реконструкции компания вложила в проект расширения и модернизации отеля около €100 млн. Однако на этом не остановилась. В 2018 году завершено обновление дизайна большинства номеров и лобби, а в 2020–м открыты два новых "Авторских" люкса в современном европейском стиле. Сегодня общий фонд "Коринтия Санкт–Петербург" — это 388 предложений. Также в отеле работает видовой ресторан "Империал". Среди эксклюзивных услуг — возможность воспользоваться Представительской гостиной, где создано уютное пространство для комфортной работы за компьютером. Также в отеле открыт фитнес–центр. И что немаловажно для исторического центра — есть собственная подземная парковка.
Благодаря своему расположению, качеству сервиса, возможностям для проведения мероприятий различного масштаба и — не в последнюю очередь — удивительной атмосферности отель имеет стабильно высокий спрос. Являясь прямым доказательством того, что забота об историческом облике города может быть действительно интересна бизнесу.