Ирония зимы: какие фильмы смотрели в СССР в канун Нового года

Автор фото: Кадр из фильма "Карнавальная ночь" / Мосфильм

Первый новогодний фильм вышел на советские экраны в 1953 году. В дальнейшем картины, приуроченные к этому празднику, выпускались чуть ли не ежегодно вплоть до 1976 года, когда появился главный кинохит.

Уже несколько десятилетий 31 декабря во всех телевизорах страны можно наблюдать одну и ту же картину: идущие вереницей фильмы новогоднего пула — от "Иронии судьбы" Эльдара Рязанова до "Афони" Георгия Данелии. Праздничные киносеансы стартуют, как правило, с утра и длятся до боя курантов, так что в течение дня, переключаясь с канала на канал, можно наблюдать за борьбой молодого дружного коллектива с косной бюрократией в лице товарища Огурцова, перипетиями Володи Орешникова и перемещениями Жени Лукашина в пространстве.

Первый Новый год

Первые такие кинокартины, но на рождественские сюжеты, снимали ещё в царское время, и одной из самых заметных по сию пору остаётся экранизация гоголевской "Ночи перед Рождеством", созданная в 1913 году выдающимся режиссёром Владиславом Старевичем. Но вскоре началась Первая мировая война, затем случились Октябрьская революция и Гражданская война, затем — режим военного коммунизма и краткосрочный период НЭПа. Кинорежиссёры осмысляли новую реальность, в которой было не до праздников. В конце 1920–х Рождество отменили директивно и на официальном уровне и к идее общенационального торжества вернулись лишь в середине 1930–х. Впервые Новый год советским гражданам позволили отмечать в 1935 году. В литературе одним из первых описал старую–новую традицию Аркадий Гайдар ("Чук и Гек", "Комендант снежной крепости"), а вот кинематографисты не успели так быстро среагировать на социальные перемены, и первые фильмы, сюжет которых выстраивается вокруг Нового года, появились уже после Великой Отечественной. Тогда же начала формироваться традиция новогодних киноисторий. В 1953 году в прокат выходит картина Ивана Лукинского "Чук и Гек", персонажи которой стремятся доехать до своего папы, прежде чем прозвучит речь вождя и прозвенят куранты. В финальных кадрах фильма зрители видели новогоднюю ёлку, украшенную игрушками, празднично накрытый стол и героев, собравшихся у радиоприёмника.

Повелитель трендов и семейные истории

Расцвет новогоднего кино пришёлся на период оттепели. А самые влиятельные фильмы в этом жанре снял Эльдар Рязанов. Его дебютная "Карнавальная ночь" (1956) с дебютанткой же Людмилой Гурченко в главной женской роли стала суперхитом, была разобрана на цитаты. Премьера музыкальной кинокомедии состоялась за 3 дня до Нового года, а в итоге её посмотрели почти 46 млн зрителей. Сюжет о противостоянии нового и старого, сражении молодых героев с чиновником сталинского "разлива" за возможность жить и действовать не по кондовым инструкциям оказался настолько значимым, что на протяжении 1960–х он неоднократно в той или иной форме возникал именно в новогодних кинофильмах ("Снежная сказка" (1959) Алексея Сахарова и Эдуарда Шенгелая, "Как рождаются тосты" (1962) Андрея Тутышкина и т.п.).
Ещё один важный сюжет для новогодних фильмов — и не только советских — про семью или трудовой коллектив, где после ряда переживаний, конфликтов, ссор, выяснения отношений в конце концов все всё–таки собираются за праздничным столом. В 1968 году Георгий Данелия снимает саркастически добродушную комедию "Зигзаг удачи" с Евгением Леоновым в главной роли. Владимир Орешников выигрывает в лотерею внушительную сумму, но с коллегами делиться не желает, за что "награждается" статусом индивидуалиста, эгоиста, а также получает серьёзный нагоняй и нравоучительные беседы. Но в финале, как и полагается в новогодней истории, все противоречия разрешаются к всеобщей радости большинства. В прокат фильм вышел 28 декабря 1968 года, и посмотрели его почти 24 млн советских граждан. 17 января 1969 года по центральному телевидению показали музыкальную историю "Улыбнись соседу" — о семье Ивановых, в канун праздника переехавших в новый дом и где в соседях оказались сплошь творческие люди. А 31 декабря 1970 года телезрители увидели ещё одну целевую новогоднюю историю — "Семья как семья" Бориса Ниренбурга (второе название — "Коробовы встречают Новый год"). В этом фильме члены советской ячейки общества сперва разбегались из дома в разные стороны, оставив пожилых родителей в одиночестве, но ближе к финалу собирались обратно и заодно приводили друзей. Так эти телефильмы и демонстрировались в предновогоднем эфире, пока с советскими зрителями не случилась "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".

Всенародно любимая

Эльдара Рязанова можно смело определить как одного из самых недооценённых отечественных режиссёров. Работавший в жанре, который считается "лёгким", он нечасто оказывался в поле зрения киноведов и историков кино. Но именно его меланхоличная кинокомедия, впервые показанная 1 января 1976 года, определила одно из направлений в жанре новогоднего кино на десятилетия вперёд. Сюжет о героине, на голову которой внезапно сваливается сомнительный тип инфантильного склада, но в чью пользу она в результате делает выбор, оказался невероятно устойчивым к всевозможным катаклизмам и практически в неизменном виде пережил 1990–е и дожил до настоящего. Менялись имена и профессии недотёпистого Жени Лукашина, прагматичного Ипполита и школьной учительницы Нади, но общий знаменатель сохранялся — героиня, во–первых, грустила в преддверии Нового года и расстраивалась перспективам провести праздник в одиночестве, а во–вторых, упорно выбирала героя, к жизни мало приспособленного, но зато романтически настроенного ("Глубокие родственники", "Снегурочку вызывали?", "Зигзаг", "Ночь закрытых дверей", "Мой парень — ангел" и т. д.).
1980–е отозвались в новогоднем кино бόльшим жанровым разнообразием: к комедиям, сказкам и драмам добавились фильмы–путешествия ("Детский мир"), детективы ("Ищите женщину"), фантастика ("Что–то с телефоном"), история об актёре, играющем Деда Мороза на детских утренниках ("Личная жизнь Деда Мороза"), социальная сатира ("Праздник Нептуна").
В последнем десятилетии ХХ века всем стало не до кино, а в новом столетии пока не появилось ни новых героев, соответствующих меняющейся реальности и способных стать всеобщими любимцами, ни новых сюжетов, в которых отражались бы те сдвиги и перемены, что произошли в нашей стране за это время. Телеканалы тем временем продолжают эксплуатировать и чувство ностальгии, и зрительскую любовь к героям, которых давно уже следовало бы оставить в покое, а не гонять пятое десятилетие по кругу, попутно выхолащивая смыслы и всё чаще вызывая недоумение несоответствием происходящему за пределами телеэкрана...