На трассе М-11 введут экспериментальный правовой режим для беспилотных грузовиков

Автор фото: Ермохин Сергей
Шесть компаний из логистической и транспортной отраслей подписали единую программу экспериментального правового режима (ЭПР) по реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" на трассе М-11 "Нева".
Как сообщили в пресс-службе ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТИЛ) 8 июля, соответствующая инициатива уже внесена в Минэкономразвития РФ. Ожидается, что ЭПР примут осенью 2022 года.
"Введение ЭПР позволит в течение 3 лет апробировать цифровые инновации на грузовом транспорте, которые включают в себя проектирование, производство и эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и инфраструктуры для них, разработку сервисов по оказанию транспортных и логистических услуг в сфере беспилотных грузовых перевозок", — говорится в сообщении ЦТИЛ.
Предполагается, что беспилотный логистический коридор на трассе М-11 заработает к 2024 году, однако перед этим специалистам предстоит решить ряд задач правового и технического регулирования. При этом разработанный при поддержке Минтранса ЭПР учитывает не только "умные" автомобили и дорогу, но и широкий круг участников, представляющих все элементы в цепочке грузоперевозок.
В ассоциации упомянули, что участие в проекте уже подтвердили производители ВАТС (ПАО "КамАЗ", НПО "СтарЛайн"), а также крупнейшие перевозчики (ООО "Глобалтрак Лоджистик", ПАО "Магнит", Х5 Logistics) и оператор инфраструктуры — "Автодор". Как рассказал глава Минпромторга России Денис Мантуров, КамАЗ в рамках предстоящего эксперимента планирует к 2024 году вывести на "Неву" до 50 беспилотных грузовиков, которые будут перевозить грузы между Москвой и Петербургом. При этом первые пять хотят поставить на линию уже в 2023 году.
Замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов в свою очередь заявил, что при внедрении новой технологии необходимо найти баланс между темпами внедрения технологии и безопасностью, поскольку, принимая ЭПР, государство неизбежно берёт на себя юридические риски. Однако несмотря на это, транспортная отрасль на сегодняшний день остаётся чемпионом по числу принятых экспериментальных правовых режимов.
"ЭПР дает возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования — это очень важный этап, который следует за испытаниями нашей техники на закрытых территориях", — объясняет заместитель генерального директора — директор по развитию ПАО "КАМАЗ" Ирек Гумеров.
Эксперты полагают, что отработка различных технических решений и бизнес-моделей грузового движения на М-11 позволит в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами со стороны государства и бизнеса масштабировать проект на другие трассы.
Ожидается, что использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования не только позволит повысить безопасность движения, но и будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, а также сократит издержки на оплату труда водителей на 30% до 2025 года, а на топливо — на 28%.
Как сообщал "ДП" ранее, ко всему прочему беспилотники на М-11 на 25% повысят скорость доставки грузов. В ходе реализации проекта по всей дороге создадут хабы для грузового транспорта, а к 2030 году беспилотные коридоры будут включать уже 19,5 тыс. км федеральных трасс.