Забота по суду: Смольный добился реставрации интерьеров дома Штиглица

Автор фото: citywalls.ru
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП) в 2017 году утвердил охранное обязательство на памятник федерального значения "Дом Штиглица" (дворец великого князя Павла Александровича) на Английской набережной. Особняк находится в оперативном управлении Санкт–Петербургского госуниверситета (СПбГУ).
Документы на реставрацию и капитальный ремонт исторического здания разработал институт "Ленпроектреставрация". Перед проектантом была поставлена задача приспособить памятник под современное использование.
"В сентябре 2022 года установлено, что работы по ремонту и реставрации интерьеров, предусмотренные охранным обязательством, в установленные сроки не выполнены, что указывает на необходимость применения мер принуждения (в виде иска в суд) и нецелесообразность досудебного урегулирования вопроса исполнения требований охранного обязательства", — поясняет начальник отдела КГИОП по связям с общественностью и СМИ Ксения Черепанова.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти дал вузу 48 месяцев на реставрацию интерьеров памятника. При этом суд снизил штрафные санкции, запрошенные комитетом: за неисполнение решения суда — с 50 тыс. рублей до 5 тыс., а последующие ежемесячные платежи — со 100 тыс. рублей до 10 тыс. "ДП" направил запрос в СПбГУ. КГИОП заявил о намерении подать апелляционную жалобу в части размера санкций.
"Исходя из практики, резкое снижение судом размера судебной неустойки некорректно, но ожидаемо, — считает адвокат Инна Иваникова, руководитель направления “Корпоративные споры” юркомпании “Лемчик, Крупский и партнёры”. — В подавляющем большинстве случаев суды начинают перестраховываться и не взыскивают значительные неустойки".
Государство обладает правом, если владелец памятника не следит за его состоянием, изъять его. Однако, как считает Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk, государство не заинтересовано в этом.
"Содержание данных объектов — это бремя для госбюджета, и зачастую они просто остаются заброшенными. Поэтому государство старается оставлять их за пользователями и частными лицами, которых можно обязать выполнять охранное обязательство по решению суда", — отмечает эксперт.
По её словам, изъятие обычно происходит после того, как в отношении собственника/пользователя уже однократно выносился судебный акт о необходимости исполнить охранное обязательство, но это не было сделано.
Впрочем, если допустить, что вуз не исполнит решение арбитража, то в этом случае иск об изъятии памятника предъявят Росимуществу, которое от лица РФ выполняет функции собственника имущества СПбГУ, добавляет Инна Иваникова.