Продажи в сфере услуг Петербурга выросли, но рентабельность бизнеса упала

Автор фото: Агентство "Москва"

Сфера услуг в основном завершила I квартал с небольшим плюсом. Представители некоторых отраслей считают этот рост иллюзорным.

Весной стало заметно восстановление спроса на категории, связанные с красотой, релакс– и ЗОЖ–услугами. По данным аналитического ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в I квартале 2023 года петербургские фитнес–клубы и тренажёрные залы увеличили число продаж на 3% относительно аналогичного периода годом ранее. Средний чек при этом вырос на 5% относительно прошлого года. Салоны красоты увеличили средний чек на 11%, до 1390 рублей, а число продаж — на 4%.
Однако, по словам представителей бизнеса, цифры, отражающие небольшой рост, вовсе не говорят о позитивных тенденциях. Как указывает генеральный директор XFIT Ирина Туманова, I квартал года считается периодом высокого спроса на фитнес: после зимних праздников многие возвращаются к тренировкам, а также приходят новые клиенты. В этом году у сети статистика была классической: +15% клиентопотока в сравнении с предыдущим кварталом. Продажи карт выросли на 10% сопоставимо с прошлым годом. А вот дополнительные услуги (персональные тренировки, диетология и т. д.) просели на 30%, что при условии низкой маржинальности даёт весьма негативную картину.
"Фитнес формально прирастает, а на практике находится на грани нерентабельности, — констатирует Ирина Туманова. — Мы не повышали цены в I квартале, но вынуждены были отказаться от демпинговых акций на персональные и сплит–тренировки, а также ряд других сопутствующих предложений клубов. Об увеличении оборота говорить нельзя, потому что цифры прибыли выше прошлогодних показателей, но издержки выросли в несколько раз. Что в результате нивелирует положительную динамику фитнес–отрасли и заставляет задуматься о её дальнейшей жизнеспособности".
В салонах красоты признают, что ситуация в этом году стабильнее прошлогодней. При этом значительного роста или падения оборотов относительно 2022 года участники рынка не видят. "Цены выросли исключительно в связи с ежегодным повышением стоимости материалов и расходников. Какого–то повышения сверх нормы не наблюдается", — добавляет управляющая HairFcker Тамара Кудряшова.
В пресс–службе "Платформы ОФД" отмечают, что потребители стремятся дисциплинировать себя, привести в порядок к отпускному сезону. В том числе происходит распределение бюджетов в направлениях, связанных со здоровьем, как альтернатива заграничным поездкам и другим статьям расходов, которые стали нецелесообразны. При этом представители рынка туристических услуг указывают на более позитивные тенденции.
"В I квартале этого года спрос на путёвки был высоким. Особенно на даты около 8 марта и в конце месяца — в дни школьных каникул, когда были популярны такие направления, как Египет и Таиланд. Причём спрос даже превысил предложение, рейсов не хватало, что вызвало рост цен на оставшиеся места", — рассказала генеральный директор бюро путешествий "Мандарин" Анжелика Андреева.
Рост цен на путёвки, по её словам, можно связать в том числе с сокращением направлений, особенно в бюджетном сегменте. "Интересно, что путёвки в Турцию были востребованы, хотя в марте в этой стране низкий сезон и цены держались на довольно высоком уровне", — добавляет она.
А вот число покупок в автосервисах Петербурга в I квартале, по данным "Чек Индекса", снизилось на 17%. Эксперты поясняют, что на это влияет падение авторынка прошлого года и стремление автолюбителей переждать один–два сезона.