ПМЭФ–2023 готовят без спешки и под покровом тайны

Подготовка к Петербургскому международному экономическому форуму на сей раз проходит крайне неспешно. Только на днях оргкомитет утвердил его основной слоган. Прогноз относительно количества участников держится в тайне.

До очередного, 26–го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) осталось ровно 2 месяца (он откроется 14 июня). И не покидает ощущение, что вопреки обыкновению никто никуда не спешит — ни организаторы, ни органы власти, ни участники.
Только во вторник были обнародованы девиз форума и архитектура деловой программы. Девиз звучит так: "Суверенное развитие — основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений". По понятным причинам он разительно отличается от слоганов прошлых лет, где частенько звучали обороты вроде "глобальная экономика", "совместные усилия", "укрепление доверия". Как следует из архитектуры деловой программы, она разделена на четыре тематических направления — "Мировая экономика в эпоху глобальных перемен", "Российская экономика: от адаптации к росту", "Выстраивание технологического суверенитета", "Народосбережение и качество жизни — основной приоритет".

Их просто живьём съедят

Прогноз числа участников держится в секрете. Известно лишь, что деловая программа содержит 150 сессий, мастер–классов и бизнес–встреч. И это меньше, чем в прошлом году (214 мероприятий).
В "Росконгрессе" (организатор ПМЭФ) не ответили на запрос "ДП" о том, есть ли сегодня заявки на участие от международных компаний и на какое количество выставочных площадей уже достигнуты договорённости. Впрочем, частично на этот вопрос ответил в среду пресс–секретарь президента Дмитрий Песков. Его спросили, ждать ли на форуме бизнес–делегации из недружественных стран. "Даже если они будут, мы не можем о них говорить, потому что, если мы об этом скажем, их просто живьём съедят. Но тем не менее многие представители бизнеса из недружественных стран проявляют большой интерес", — ответил официальный представитель Кремля.
Одной из ключевых на ПМЭФ–2023 станет тема рынка труда, сказал во вторник на совещании по экономическим вопросам Владимир Путин. "Прошу коллег внимательно проработать актуальные вопросы в этой сфере. Будет важно нам вместе презентовать наши предложения по этому важнейшему направлению — так, чтобы и все в стране, кто в этом заинтересован, услышали (а заинтересованы практически все граждане России), но и наши партнёры за рубежом тоже знали бы о наших ближайших планах", — сказал президент. Любопытно, что в опубликованной несколькими часами ранее архитектуре программы ПМЭФ нет ни одного мероприятия, где упоминалась бы занятость.

Про безопасность без комментариев

Основной площадкой для проведения мероприятия остаётся "Экспофорум". Для него это будет третий ПМЭФ подряд, проходящий в условиях, близких к экстремальным. ПМЭФ–2021 состоялся после снятия жёстких коронавирусных ограничений, которые изрядно подкосили всю конгрессно–выставочную индустрию.
Как рассказывал в интервью "ДП" генеральный директор компании "ЭкспоФорум–Интернэшнл" Сергей Воронков, тогда на закупку противоэпидемического оборудования, средств индивидуальной защиты и перенастройку логистики с учётом санитарных требований пришлось потратить около 20 млн рублей.
Проведение ПМЭФ–2022 долгое время было под вопросом из–за резкого обострения политической обстановки. Это отразилось не только на мерах безопасности (из–за усиленного досмотра с собаками и металлоискателями на съезде с Петербургского шоссе даже образовалась пробка из шаттлов, подвозивших участников), но и опять–таки на затратах. По оценке Сергея Воронкова, рост цен на расходные материалы для обслуживания помещений составил в среднем 20–35%.
Можно лишь догадываться, насколько более строгими будут правила теперь, на фоне ситуации со взрывом на Университетской набережной. Показательно, что администрация "Экспофорума" оставила без ответа все вопросы "ДП", связанные с подготовкой ПМЭФ–2023, даже не касавшиеся напрямую темы обеспечения безопасности.

Exeed вместо Mercedes

У ПМЭФ для бизнеса существует несколько типов партнёрства. Это генеральный спонсор, генеральный и титульный партнёр, а также партнёры зон делового общения, деловой программы и гостиных губернаторов.
Иностранное присутствие в этом перечне, разумеется, снизилось почти до нуля. Скажем, в 2019–м среди генеральных партнёров были российская "дочка" Mercedes, нефтяная компания Saudi Aramco и химическая группа Sabic из Саудовской Аравии. В следующем, 2020 году ПМЭФ отменили из–за коронавируса, а в 2021–м Mercedes вновь имел статус официального автомобиля форума.
Всё изменилось ещё в прошлом году. Иностранцы в числе ведущих партнёров уже не значились. А в 2023–м титульных партнёров у форума два (ВЭБ.РФ и "Росатом"), генеральных — три (VK, платёжная система "Мир" и "Сбер"), стратегический — по–прежнему "Россети". Возможно, этот список ещё будет пополняться. Для сравнения: в 2019 году генеральных партнёров было 11.
Уже известно, что официальным автомобилем ПМЭФ–2023 впервые станет флагманская модель китайского бренда Exeed VX. На протяжении всех дней работы форума его спикеры и партнёры будут передвигаться на премиальных полноразмерных внедорожниках бренда.
Стоимость базового пакета участника форума до 28 апреля будет составлять 960 тыс. рублей (дальше — 1,14 млн). Успевшие оплатить раньше сэкономили: в начале года это было 720 тыс. По сравнению с прошлым и позапрошлым годами стоимость не изменилась. Цены, напомним, резко выросли в 2021–м. В допандемийном 2019–м стоимость стандартного пакета составляла 350 тыс. рублей, премиального — 410 тыс.

Губернаторский приём подорожал

В комитете по инвестициям Санкт–Петербурга "ДП" сообщили, что пока преждевременно обсуждать планы Смольного по заключению соглашений с бизнесом на ПМЭФ.
Но какие–то намерения властей по подготовке к форуму можно отследить благодаря порталу госзакупок. За то, каким на форуме будет стенд Петербурга и что на нём будет представлено, ответственен комитет по промышленной политике, инновациям и торговле. Он проводит конкурс по выбору подрядчика, который занимается экспозицией. В 2022 году на стенд было потрачено 63,2 млн рублей. В нынешнем комитет сперва объявил конкурс на 89,6 млн рублей, но отменил его. Видимо, было решено объединить работы по организации экспозиции города и проведению мероприятий в рамках ПМЭФ с аналогичными услугами по второму саммиту: Россия — Африка. И спустя месяц, в марте, появилась общая закупка уже на 134 млн рублей. Определение поставщика завершено, однако имя победителя пока не оглашено.
А вот победитель тендера на организацию губернаторского приёма в честь ПМЭФ–2023 уже известен. Его комитет по культуре выбрал в марте. Контракт на 17,4 млн рублей заключён с АНО "Гала–рус", которая становится победителем третий год подряд. С 2017 года на проведение губернаторского фуршета из бюджета тратили по 15 млн рублей. За контракт в нынешнем году боролись шесть участников вместо привычных двух.
Отдельную закупку по организации и проведению мероприятий арктической направленности в рамках ПМЭФ–2023 проводит комитет Петербурга по делам Арктики. За 12,1 млн рублей планируется организация заседания и торжественного мероприятия на теплоходе с кейтерингом с блюдами арктической кухни и подарками, а также делового завтрака губернатора Петербурга с руководителями регионов, входящих в Арктическую зону РФ, также с подарками.
Впрочем, в целом российское чиновничество не спешит с подготовкой к форуму. Тендеры, посвящённые организации выставочных экспозиций на ПМЭФ, будут, видимо, размещены ближе к дате проведения ПМЭФ. Согласно данным площадки "Контур.Закупки", например, министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области планирует объявить закупку на 49,8 млн рублей на оказание услуг по организации экспозиции. А министерство экономического развития РФ намерено потратить на подготовку к ПМЭФ 36 млн. Госкомпания "Российские автомобильные дороги" сообщила о выделении 15,9 млн. Но проведение этих и массы других конкурсов ещё впереди.

Гости тоже не торопятся

Представительность форума косвенно можно попытаться оценить через объём бронирования мест в гостиницах. Но отельеры говорят, что участники ПМЭФ с подтверждением проживания не спешат. "Первые бронирования на форум уже, конечно, есть, но мы не наблюдаем интенсивного всплеска по сравнению с прошлым годом, — говорит кластерный директор по продажам “Radisson Hotel Group Санкт–Петербург” Юлия Мещанинова. — В прошлом году основная часть бронирований была совершена за 1–2 недели до форума. Исходя из этого мы ожидаем, что бронирования активизируются после майских праздников". По её словам, увеличение цен на номера будет, но незначительное.
Владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция" Юнис Теймурханлы отмечает, что ПМЭФ — то самое редкое мероприятие, когда в гостиницы из раза в раз приезжает один и тот же состав гостей. "Крупные иностранные делегации живут, как правило, в больших сетевых отелях, а у несетевых игроков гости из года в год практически не меняются. Спрос на отели в дни форума обычно превышает предложение, а бизнес становится ограничен только ценовым госрегулированием, но оно предполагает достаточно большие люфты", — добавляет он.
Ленинградская область традиционно принимает участие в ПМЭФ со своим стендом, где представлены достижения социально–экономического развития региона, проводятся деловые встречи и церемония подписания соглашений о сотрудничестве и инвестициях в регион. Концепция стенда находится в разработке. На ПМЭФ-2023 Ленобласть представит новую стратегию развития туристской инфраструктуры, в том числе результаты широкомасштабного исследования туристического потенциала региона. Был проведён анализ существующего предложения, объектов и доступных форматов, потребностей аудитории и сделаны выводы о том, где и каких объектов не хватает. Поэтому инвесторам будут предложены шесть готовых лотов — чётко выверенных локаций с отобранными земельными участками и с разработанной концепцией под выявленный спрос. Таким образом, Ленобласть подготовила инвестиционное предложение, чтобы инвесторы могли запустить интересные объекты в течение года. На ПМЭФ Ленинградская область традиционно входит в число регионов-лидеров по количеству и суммам подписанных инвестиционных соглашений. Причём наше главное условие всегда остаётся неизменным — мы подписываем реальные проекты в стадии высокого уровня проработки. В этом году также ведётся активная работа в этом направлении, уже выбраны проекты из различных отраслей промышленности и туристической отрасли. Их точное количество и сумму инвестиций мы сообщим ближе к форуму.
Анастасия Михальченко
директор ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области"
Уверен, что красной нитью на ПМЭФ–2023 будет проходить тема замещения импорта. В это понятие входят не только товары и услуги. Замещение импорта необходимо, скажем так, и в головах. В этой связи я бы уже перестал сравнивать ПМЭФ с Давосом. Наверное, когда–то называть его так было актуально, но в последние годы, считаю, такое сравнение как минимум некорректно. Это наше мероприятие, оно имеет свою харизму и собственный международный вес. Конечно, нас очень заботят те отрасли и направления, по которым есть определённые проблемы. Первое — логистика: надо восстанавливать оборот портов и Петербурга, и Ленобласти. Наверняка будут обсуждаться коридоры Северного морского и Южного путей. И второе — развитие и поиск новых рынков сбыта, в первую очередь для деревообрабатывающего комплекса и автокластера. Какие–то решения уже витают в воздухе, и думаю, что какие–то пути решения будут озвучены. Ещё одна важная тема — развитие сельскохозяйственного кластера, в первую очередь с партнёрами из южноазиатских стран. Нам есть что предложить, уже появились кооперативные связи по строительству производств в самых разных секторах.
Игорь Муравьёв
исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты
Авторы:
Алексей Клепиков
В подготовке материала принимали участие Иван Воронцов, Светлана Афонина, Дарья Дмитриева, Дарья Кильцова