Новый транспорт для Петербурга добавил хлопот по настройке и адаптации техники

Автор фото: electrotrans.spb.ru

Мало просто закупить новый подвижной состав — его ещё нужно приспособить к работе.

В последние 2 года СПб ГУП "Горэлектротранс" активно закупает новую технику в рамках своей комплексной программы развития. Один из парков уже на 90% состоит только из "свежего" подвижного состава. Но это отнюдь не значит, что у его сотрудников теперь меньше хлопот: новая техника предполагает новый уровень знаний и более тонкий подход к делу.
В троллейбусном парке № 3 из 148 машин, находящихся в эксплуатации, порядка 130 — новые. Как отмечает директор парка Михаил Демидов, предприятие очень близко к 100%–ному обновлению подвижного состава.

Миграция техники

Основные модели троллейбусов в парке —это "Адмирал" производства ПК "Транспортные системы" (87 единиц) и "Авангард" вологодского завода "Транс–Альфа" (28). К слову, это все "Адмиралы", которые эксплуатируются в Петербурге.
"Троллейбусы “Адмирал” передавались нам из нескольких парков, чтобы консолидировать все машины у нас. В “Горэлектротрансе” есть программа миграции трамваев и троллейбусов: она базируется на принципе комплексного подхода к обновлению подвижного состава, в том числе его унификации в парках", — пояснил "ДП" Демидов.
Парк № 3 стал первопроходцем этой программы по миграции техники, забрав себе все "Адмиралы". В других парках упор будут делать на иные модели.
"Оптимизация структуры подвижного состава — это не только минимизация количества моделей в парках, но и совершенствование мероприятий по обслуживанию техники, обустройству цехов однотипным оборудованием, это более эффективные системы управления закупками запасных частей и процессом технического обучения персонала", — отметил директор парка № 3.
К слову, сегодня из 11 маршрутов, по которым работает троллейбусный парк № 3, семь обслуживают центральную часть Петербурга.

Детские болячки

Но есть и обратная сторона медали, невидимая на первый взгляд. Когда в одном парке сосредоточен только новый подвижной состав, пусть и всего пары моделей, необходим период привыкания и адаптации. Особенно если речь идёт о моделях машин, которые впервые сошли с конвейера.
"Кто–то когда–то придумал легенду, что новый подвижной состав позволяет экономить на ремонте. В современных реалиях это не так. Новый подвижной состав всегда требует дополнительных затрат. Конечно, если речь идёт о поставках устоявшихся моделей, которые выпускали десятилетиями, то, возможно, какой–то экономии и можно достичь. Но если говорить о новых моделях, то они отличаются друг от друга даже в рамках одного контракта. Какие–то комплектующие или какой–то узел в любой момент может быть “оптимизирован” производителем", — отмечает исполнительный директор Международной ассоциации предприятий ГЭТ Владимир Фёдоров.
"Безусловно, при эксплуатации любого нового подвижного состава есть нюансы, будь то общественный транспорт или личный автомобиль. Это не что–то глобальное, а просто нивелирование шероховатостей", — поясняет Михаил Демидов.
Новую технику с завода принимает специальная комиссия, смотрит каждую машину, указывает, что нужно доработать. Завод–изготовитель в ответ реагирует на замечания. Потом машины приходят в парк и начинают "крутить колёса", с ними работают слесари, и в этот момент какие–то нюансы тоже могут проявиться. Как отмечают сотрудники троллейбусного парка № 3, всё это, конечно, поправимо, но нужно какое–то время. И всё индивидуально.
Владимир Фёдоров отмечает, что сейчас, увы, при создании новых моделей нет того долгого цикла испытания и внедрения, как было когда–то. Машины проходят небольшую обкатку и выходят в производство. "Чтобы хоть как–то проверить производителя, в начале 2010–х была придумана так называемая подконтрольная эксплуатация. Полгода новая модель должна отработать в условиях реального графика. Охватить три сезона — зиму, лето и переходный. Только так можно хоть немного убедиться, что машина не встанет с первыми морозами или не замрёт в июльской 35–градусной жаре. Но и это не страхует от каких–то проблем, которые вылезут после года–полутора эксплуатации", — говорит Фёдоров.
По словам Демидова, троллейбусы "Адмирал" в эксплуатации находятся уже второй год и все их "детские болячки" на сегодня вылечены — благодаря как оперативной работе завода–изготовителя, так и службе подвижного состава, которая есть в "Горэлектротрансе". Сейчас парк работает с "Адмиралами" в комфортном режиме. У моделей "Авангард", которых в 2022 году в третий парк пришло 22 единицы, а в 2023–м — шесть, "детские болячки", к слову, пока ещё встречаются, но тем не менее все троллейбусы сейчас работают на линии.
Одной из причин, почему без адаптации техники не обойтись, завод "ПК ТС" называет разницу в условиях, при которых проводятся испытания различных систем: на заводе они идеальные, в жизни таких не бывает. Взять, например, напряжение в контактной сети. В реальных условиях города случаются его перепады, которые отражаются на работе электронных и других систем транспорта. Смоделировать их в производственных условиях просто невозможно, остаётся только проводить дополнительные настройки во время эксплуатации.
"На это, конечно же, уходит время. Также нельзя сбрасывать со счетов состояние дорог и путевого хозяйства, погодные условия и банальный человеческий фактор, ведь нужно время, чтобы научиться работать с новой техникой, адаптироваться под тот или иной маршрут, научиться грамотно обслуживать те или иные узлы и агрегаты. Всё это негативно отражается на работе различных систем в трамвае или троллейбусе. Кроме того, нужно понимать, что не все технологические новинки обладают достаточным уровнем надёжности, поскольку используются в России впервые. Для их полноценной отладки требуется время", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе "ПК ТС", отметив, что завод старается максимально нивелировать все возможные негативные факторы.

Умные машины

Первые "Адмиралы" приехали в Петербург весной 2020 года, и тогда многие на рынке отмечали, что это своего рода новое слово в подвижном составе. Заместитель директора троллейбусного парка № 3 по ремонту Ренат Зарипов проводит такую аналогию: это как сравнивать "Жигули" с "мерседесом".
"Когда появился “Адмирал”, это действительно было новым словом техники, он сильно отличался от предшественников", — говорит Зарипов.
Такого же скачка от "Адмиралов" к "Авангардам" уже не было, отмечают специалисты. Уже стало понятно, как работать с электроникой, и какого–то шока не было. Как отмечает Ренат Зарипов, сейчас идёт наладка новых троллейбусов. И именно благодаря тому, что коллектив работает с "Адмиралами", с "Авангардами" процесс идёт попроще.
Но некоторые отличия, пусть и не кардинальные, между моделями всё же есть.
"У “Авангардов” появилась система управления, которой не было у “Адмиралов”. Стало проще как для водителей, так и для обслуживающего персонала. Мы видим все ошибки, все датчики, где какая неисправность. В кабине водителя есть бортовой компьютер, который сразу отображает, где произошла какая–то проблема. Не нужно идти по всему троллейбусу и определять неисправность", — отмечает Зарипов.
Также появилась система помощи водителю. Её настройку и регулировку осуществляет фирма–производитель, в парках только проверяют работоспособность.
До новых аукционов, объявленных в марте 2023 года, "Горэлектротранс" закупил в 2021–2023 годах 320 троллейбусов и 200 трамваев. Из них уже пришли 198 троллейбусов и 83 трамвая. В нынешнем году уже объявлены закупки почти на 250 единиц техники.
Всего в рамках программы развития ГЭТ планирует закупить порядка 592 единиц техники на первом этапе (до 2023 года) и 591 на втором (2024–2028 годы).