Вслед за релокантами на юг и восток потянулся российский бизнес

Автор фото: Тихонов Михаил

Переехавшие в другие страны россияне создают спрос на рынке товаров и услуг и обеспечивают предложение на рынке труда.

Петербургская сеть коворкингов Page видит огромный потенциал в развитии своего бизнеса в странах СНГ. Генеральный директор УК Page Мария Сумарокова отметила, что сейчас компания состоит в активных переговорах с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном. На данный момент в Казахстане открылось первое представительство.
"Модель развития по франшизе является идеальной в случае выхода в эти страны, при условии партнёрства с собственниками объектов недвижимости, которые прекрасно знают местные особенности ведения бизнеса, в другом случае цикл сделки был бы значительно увеличен", — отмечает она.

Куда релоканты, туда и мы

Развитие бизнеса в странах Центральной Азии обусловлено наличием потенциальной целевой аудитории будущих проектов.
Мария Сумарокова отмечает, что некоторые из уехавших в марте–сентябре прошлого года частично вернулись обратно в Россию, но большая часть всё ещё остаётся за рубежом и не планирует возвращаться в ближайшее время. Что открывает возможности для развития бизнеса в том числе операторам коворкингов и апарт-отелей. Сейчас спрос есть на оба формата.
Что касается потенциала развития коворкингов, он в том числе обусловлен как жилищными условиями, которые не всегда позволяют продуктивно работать из дома — из-за дефицита арендного жилья часто квартиру могут снимать сразу несколько человек, так и потребностью общения с соотечественниками для развития бизнеса, поддержки и адаптации в новой стране.
Также аудиторию коворкингов в данных странах составляют не только индивидуальные предприниматели, часто это целые подразделения компаний, проектные группы, которые релоцировались. И здесь, конечно, важно учитывать эту особенность при проектировании коворкинга, чтобы он был прибыльным. Также при выборе заграничного направления для дальнейшего развития важно выбирать города-миллионники, локации с высокой деловой активностью и ориентироваться на статистику релокантов в этих странах и городах.

Неосвоенный рынок

Крупные косметические ретейлеры сегодня всё чаще стали рассматривать рынки стран СНГ, а также других популярных для эмиграции направлений развития своего бизнеса. Так, например, сеть "Золотое яблоко" представлена в Казахстане и Белоруссии. "Л'Этуаль" до конца 2023 года планирует выйти на рынок Дубая.
"Магнит" начал развивать свой дрогери-формат в Узбекистане. Первый магазин MCosmetic в Узбекистане появился год назад — в апреле 2022 года. В настоящее время сеть представлена в Ташкенте и в Ташкентской области. В республике работает 20 торговых точек MCosmetic.
До конца 2023 года в компании планируют увеличить сеть магазинов в Узбекистане до 80 торговых точек, а также начать развитие в регионах страны, в таких городах, как Фергана, Самарканд, Наманган и Маргилан.
"Узбекистан — первая страна за пределами России, где мы открыли свой магазин. В республике проживает более 35 млн жителей, высокая плотность населения и высокая доля молодого поколения, поэтому для нас это привлекательный быстрорастущий рынок, где проникновение современных форматов торговли пока невелико", — объясняют в компании.
В настоящий момент "Магнит" сосредоточен на развитии формата MCosmetic в Узбекистане и пока не планирует выходить на рынок других стран ближнего зарубежья. За прошедший год удалось отладить операционные процессы бизнеса в Узбекистане и нарастить базу местных поставщиков.

Соблюдая регламенты

Пожалуй, одна из самых популярных сфер — общепит. Крупные ресторанные группы, известные шеф-повара осваивают рынок дружественных стран. Объединённые Арабские Эмираты стали своего рода Меккой для российского ресторанного бизнеса.
Сооснователь сети заведений ­"Лепим и варим" Михаил Фишер рассказывает, что их компания развивается по франшизе и сейчас насчитывает 47 точек. Шесть заведений работают в Казахстане, все принадлежат одному партнёру. "Наш франчайзи Мирас Ибраимов уже был успешным предпринимателем, владеющим несколькими бизнесами, так что его экспертиза и команда позволили запуститься максимально успешно", — добавляет он.
В апреле 2022 года заработала первая пельменная в Лимасоле на Кип­ре, которую открыл другой франчайзи компании, владеющий тремя точками в Казани. Открылась она в сложное время — поток россиян на остров в прошлом году в сравнении с 2021-м упал на 90 %, а они всё-таки являются важной частью целевой аудитории. Но партнёры смогли преодолеть все трудности и планируют открытие второй точки.
Также компания будет развиваться и в Дубае. Франчайзи бренда, владеющие и успешно управляющие сетью из пяти пельменных в Петербурге, решили выйти на рынок Дубая.
"По словам менеджмента The Dubai Mall, концепция "Лепим и варим" прошла конкурс из 30 претендентов на место и крайне оперативно получила право на открытие. В этом году запустятся две пельменные — одна в "Дубай Молле", вторая на "Парк Айленд". Дубай сейчас на волне популярности, там крайне оживлённо, открывается много ресторанных концепций родом из России, уверены, что и наши пельмени будут кстати", — считает Михаил Фишер.
При этом он добавляет, что в каждом городе есть свои нюансы в развитии бизнеса, а в других странах их ещё больше. Начиная от графика работы сотрудников и продолжительности смены, заканчивая другими налогами, условиями и правилами получения лицензий, требованиями к проектам. Но тут, как и при запуске любого проекта, надо не опускать руки, а шаг за шагом узнавать, пре­одолевать и двигаться к цели. Например, самые популярные пельмени в России — со свининой и говядиной. Их в ОАЭ, конечно же, не будет.
"Пока в Дубае мы находимся на стадии проектирования, которое регламентировано жёстче, чем где бы то ни было ранее. Помимо обычной команды технологов/дизайнеров партнёры нанимают местных экспертов, которые будут адаптировать проекты под местный рынок", — уточняет Фише­р.
Он добавляет, что Дубай стал для обеспеченных россиян крайне удобным и популярным местом: дружественная страна, прямые перелёты, жаркий климат, а других точек приложения талантов российских рестораторов за пределами родины будто бы сейчас и нет.