Высокий потенциал: встроенные помещения отказываются от стандартов

Автор фото: "ДП"
Эксперты отмечают, что сегмент встроенных помещений вступил в стадию отказа от "стандартов", дополняя эволюцию девелоперского продукта в целом. Тем более и спрос на нетривиальность растёт.
"В целом на рынке уже выработался определённый подход к унификации предложений стрит–ретейл–сегмента. При этом концепция нашего ресторана не входит по факту в классический “золотой набор”, где есть аптека, пекарня, салон красоты и так далее", — рассказывает Анна Данилова, директор ресторана Settlers.
Заведение относится к сегменту высокого сервиса — это предполагало при выборе объекта размещения соответствующий класс самого жилого комплекса, а также определённые требования к помещению. Так, в общий дизайн–код прекрасно удалось вписать высокие потолки и панорамные окна. Однако прорабатывать зонирование и выделение отдельного зала для компаний ресторану пришлось самостоятельно. А вопрос увеличения посадочных мест в результате был решён за счёт прилегающей территории и террасы. Хотя на рынке коммерческих помещений есть предложения, которые позволяют иначе обыграть пространство, говорит собеседница "ДП".
"Наличие мезонина в ресторане даёт возможность увеличения места в некоторых случаях в 2 раза, при этом не нужно серьёзно вкладываться в работу и переплачивать за дорогие квадратные метры. Обыгрывать подобные архитектурные решения — одно удовольствие, поскольку это позволяет экспериментировать с различными стилями даже в пределах одного пространства и привлекать таким образом новых гостей", — говорит Анна Данилова.
Этим объясняется и постоянство спроса на устройство антресольного этажа в коммерческих помещениях. Как рассказали "ДП" в компании "Балтийская инжиниринговая группа", регулярный запрос обеспечивают прежде всего рестораны и кафе, также решение довольно популярно при оформлении офисов и шоурумов.
"Антресоль — это площадка (надстройка) внутри здания, на которой размещены помещения различного назначения (производственные, торговые, офисные, бытовые или для инженерного оборудования), она занимает до 40% общей площади помещения, — уточняет Анастасия Фёдорова, менеджер проектов ООО “Завод “Арлес”. — Соответственно, установив антресоль в коммерческом помещении, предприниматели получают дополнительную площадь, которую можно использовать по назначению и получать дополнительную прибыль". По словам экспертов, за последний год стоимость таких конструкций осталась в среднем на прежнем уровне — однако во многом зависит от планируемого способа их эксплуатации.
В ГК "ПСК" отмечают, что сегодня предложение коммерческих помещений с организацией полуэтажа в Петербурге является редким явлением. Между тем для арендатора такой формат может быть удобен не только за счёт увеличения площади и повышения эффективности использования пространства — это также большая свобода в части дизайнерских решений, зонирования помещения. Дополнительная площадь может иметь функциональное назначение или увеличивать эстетическую составляющую в оформлении. Именно поэтому девелопер расширил вариативность открытого предложения за счёт коммерческих помещений первого этажа в апарт–отеле Ladozhsky Avenir. Высота потолков 6 м позволяет увеличить полезную площадь с помощью устройства второго полуэтажа почти в 1,5 раза. В данном случае высота первого этажа составит 3 м, а полуэтажа — 2,48 м. При этом девелопер берёт на себя согласования и узаконивание устройства таких доработок помещений в соответствии с действующими нормами.
"Опция пропорционального увеличения есть у всех шести коммерческих помещений в апарт–отеле Ladozhsky Avenir, от 120,7 до 261,7 м2", — говорят в ГК "ПСК".
Руководитель торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге Анна Лапченко отмечает, что в целом по рынку привлекательность подобного предложения для инвестора повышает опция бесплатной установки мезонина и наличие услуги по согласованию перепланировки. Эксперт также акцентирует внимание на том, что преимущественно арендаторы и инвесторы обращают внимание на полезную площадь именно первого этажа. И здесь важно учесть особенности текущего спроса. При этом продуманное наполнение "встройки" может сыграть немаловажную роль в маркетинговой кампании проекта, говорит специалист.