Пусто не бывает: платная парковка в Петербурге снова расширится

С 1 июля на Петроградской стороне автомобилистам придётся платить за парковку. Петербургскому бизнесу экспансия зон платной стоянки в основном не мешает, а кому–то даже приносит дополнительный доход.

После нескольких лет переходного периода, в течение которого платная парковка формально распространилась на ряд улиц центра Петербурга, но штрафы за нарушения не приходили, горожане мучительно переходят к принятию необходимости отдавать деньги за роскошь передвижения на личном автомобиле. Тем не менее реформа имеет и положительные последствия: многие отмечают, что поток транспорта в центре снизился.
Оборачиваемость парковочных мест в зонах, где ввели платную парковку, по данным комитета по транспорту Санкт–Петербурга, увеличилась в 3 раза. На текущий момент каждое из них используется, по разным оценкам, от 3 до 6 раз в день. Теперь найти место для парковки удаётся без нескольких кругов вокруг точки назначения.

Хуже точно не становится

Собственники офисной недвижимости в Центральном и Адмиралтейском районах существенных изменений не ощущают, говорит Сергей Владимиров, руководитель филиала IBC Real Estate в Санкт–Петербурге. "Парковочный потенциал у офисных зданий в центре города обычно совсем невысокий. Как правило, парковка была занята полностью и сдавалась по максимальным ставкам как до, так и после реформы", — поясняет эксперт.
С ним согласна Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге. "Опыт введения платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах показал, что на заполняемость бизнес–центров это не оказывает существенного влияния. Кроме того, компании готовы покупать абонементы на парковку для сотрудников на городских улицах", — рассказывает она.
Во многих офисных проектах на Петроградской стороне и на Васильевском острове паркинги существенно вместительнее, чем в центре города, и ставки аренды ниже на 10–15%. Заполняемость у них на таком же высоком уровне, как и в центре, но после введения оплаты за парковку на улицах собственники сумеют существенно повысить стоимость аренды паркоместа в своих проектах, говорят эксперты.
В то же время общепиту распространение платной парковки уже приносит дополнительную прибыль. Руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди отмечает, что это большой плюс для заведений с чеком чуть выше среднего, потому что около них станет больше свободных мест и не столь важно, что они будут платные. Это может привести к увеличению спроса на спонтанное посещение.
На объекты, которые работают в сегменте массмаркета, наличие платной парковки не повлияет, потому что, как правило, их клиенты на автомобилях не передвигаются.

Неудобства в нюансах

В Смольном заявляют, что введение сборов с автомобилистов приносит свои плоды и городу. Так, по данным комитета по транспорту, средняя скорость движения на дорогах в зоне платной парковки выросла на 6% — до 22,35 км / ч, показатель перегруженности улиц в Центральном районе упал более чем на 8%, а период вечернего часа пик сократился на 40 минут.
Среднесуточный пассажиропоток на станциях метро, расположенных в зонах с платной парковкой, за год вырос на 13%. Порядка 77,8 тыс. поездок в сутки теперь дополнительно совершается на метро вместо индивидуального транспорта (заметим, что общий пассажиропоток Петербургского метрополитена превышает 2 млн человек ежедневно).
Как объяснял заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков в ходе 5–го Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, главная цель реформы и заключается в изменении транспортного поведения людей — чтобы они отказались от личного автомобиля и пересели на общественный транспорт или такси, либо на каршеринг, пользователи которого за стоянку не платят.
Но для того чтобы пересадить людей на городской транспорт, сначала нужно подготовить соответствующую инфраструктуру, в чём Смольный отстаёт, например, от мэрии Москвы. Так, по подсчётам "ДП", в столице в 2 раза больше станций метро на 1 км2 площади, чем в Петербурге. Если считать вместе с МЦК и МЦД, то и вовсе почти втрое. При этом число маршрутов наземного транспорта в обеих столицах сопоставимое — около 0,35–0,37 штуки на 1 км2.
Стоит также отметить, что порядка 60% сегодняшней территории столицы — присоединённая в 2012 году Новая Москва, и без её учёта результаты Петербурга, скорее всего, выглядели бы ещё скромнее.

Альтернатива для горожан

Каршеринговые же авто в Северной столице формально находятся в равных условиях с обычными машинами, а сами компании оплачивают полную стоимость стоянки или парковочных разрешений. Сегодня цена годового абонемента в Петербурге составляет 179,6 тыс. рублей. В той же Москве, где тарифы на парковку дифференцированы по зонам, максимальная стоимость парковочного разрешения составляет 370 тыс. рублей в год (и даже с ним стоянка в самых дорогих зонах останется платной). Для каршеринговых сервисов на текущий момент в столице действует сниженная почти в 25 раз ставка — 15 тыс. рублей в год.
В "Ситидрайв" "ДП" рассказали, что, несмотря на увеличение зоны платной парковки, для пользователей стоянка останется бесплатной.
"На данный момент сервис платит её полную стоимость городу, но мы надеемся, что нам удастся договориться с властями о предоставлении льготных абонементов. Это необходимая мера для дальнейшего развития каршеринга — пополнения парка и расширения зоны покрытия. А горожане должны иметь альтернативу по передвижению при поездках в центр", — добавляют в пресс–службе компании.
Операторы кикшеринга фиксируют увеличение интенсивности поездок в отдельных локациях с введением платной парковки. В пресс–службе сервиса Whoosh добавляют, что глобального изменения спроса не происходит. Популярность кикшеринга растёт постоянно, а платная парковка — лишь один из факторов, который влияет на это.
"При этом мы, конечно, учитываем появление новых зон платной парковки, чтобы у пользователей всегда была альтернатива — оставить автомобиль дома и приехать на работу или встречу в центр на электросамокате", — добавляют в компании.
В пресс–службе сервиса "Юрент" подтверждают растущий охват кикшеринга и соглашаются, что этому способствует множество факторов. В частности, зоны платной парковки дают дополнительные возможности водителям электросамокатов. "Например, можно ездить по обочине там, где это разрешено правилами дорожного движения. В историческом центре Санкт–Петербурга много узких тротуаров, где передвижение на самокатах может быть некомфортным для пешеходов да и для самих водителей средств индивидуальной мобильности. Поэтому возможность ездить по обочине играет большую роль для пользователей", — добавляют в компании.

Всего лишь составляющая

Сейчас Петербургу требуется не только расширять зону платной парковки, но и создавать общественные места для стоянки либо многоэтажные паркинги за счёт городского бюджета, полагает президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Ходачек. "Перехватывающих парковок ничтожно мало по сравнению с тем, что можно сделать в рамках интермодальности общественного транспорта, когда люди приезжают из пригородов или районов массовой застройки и могут безопасно оставить автомобиль — бесплатно или за символическую плату. В совокупности с этим можно было бы говорить о достаточно эффективной работе механизма парковок", — считает он.
Взимание платы за стоянку — лишь один из аспектов в комплексе мер, которые, работая слаженно, действительно смогут разгрузить город. Среди них — разумное расположение выделенных полос для общественного транспорта, системы приоритетного переключения светофоров, перехватывающие и общественные паркинги, добавляет Александр Ходачек.
Все проектные решения в зоне платной парковки разрабатываются исходя из результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации, характеристик улиц, а также мониторинга дорожного движения. Учитываются также пропускная способность улиц, действующая схема обслуживания населения общественным транспортом и планы текущего и капитального ремонта дорожной сети. На основе этих результатов на отдельных участках улиц, входящих в зону платной парковки, может быть скорректирована организация дорожного движения. Цель всех изменений — обеспечение надлежащей безопасности, а также поддержание необходимого уровня пропускной способности улично–дорожной сети. Например, некоторые улицы становятся односторонними, на других парковка разрешается только по одной стороне в соответствии с нормативами. Особенность Петроградского района в том, что там есть узкие улицы, требующие разгрузки. В этих целях на части улиц было решено организовать одностороннее движение. Его преимущества заключаются в повышенном уровне безопасности, так как устраняется конфликт встречных потоков, облегчённых условиях для перехода дороги пешеходами и увеличенной пропускной способности улиц.
Дмитрий Ваньчков
заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга
Разгружает ли платная парковка улицы? Полагаю, да. Но не стоит ожидать быстрого эффекта. В моменте она разгружает преимущественно банковские счета автолюбителей, средства с которых перетекают в городской бюджет. Но в среднесрочной перспективе она неизбежно меняет и будет менять модель использования общественных пространств и личного автотранспорта в больших городах. Вероятно, следует ожидать медленного, но неизбежного изменения привычных поведенческих моделей, а это сложный и длительный процесс. Должно прийти понимание и принятие новой парадигмы: в крупных городах личный транспорт — это средство периодического и немассового передвижения по городу, в дополнение к основному — современному, удобному, комфортному и многообразному общественному транспорту. Его эволюция возможна лишь при условии массовой востребованности всеми, а не только относительно низкодоходными социальными группами. И чем выше будет его реальная востребованность, тем быстрее общественный транспорт как сложная система будет эволюционировать, подстраиваться под эффективный спрос со стороны всех социальных групп жителей и гостей мегаполиса.
Дмитрий Десятниченко
доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург
По опыту Центрального и Адмиралтейского районов можно сказать, что платная парковка не оказала существенного влияния на спрос на офисные площади: для собственников компаний и ключевых сотрудников часто достаточно парковки бизнес–центра. При этом введение платной парковки даже добавит опцию по обеспечению сотрудников возможностью парковаться у офиса — теперь можно будет приобретать абонементы на уличную парковку, а количество свободных мест должно вырасти. Увеличение свободных мест на уличной парковке — это плюс и с точки зрения возможностей более комфортного приёма гостей офисов.
Игорь Кокорев
операционный директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers
В центре наличие своей бесплатной парковки для ресторанов очень важно. Но заведений в центре города, которые могут ею похвастаться, практически нет. А если и есть, то на три–пять машин при посадке более 50 или даже свыше 100 человек. Поэтому введение платной парковки — это и есть мера, которая идёт в плюс заведениям в центре города. Шансов припарковаться станет гораздо больше, что позитивно скажется на индустрии в целом.
Владимир Шершнев
управляющий партнёр 8956 Oblomoff food