Франшизный бум: варианты для старта и развития бизнеса в новых условиях

Автор фото: Сергей Ермохин

Рынок франчайзинга в России растёт на фоне ухода иностранных брендов и повышения рисков для старта самостоятельного бизнеса. Одна из проблем сегмента — нехватка подходящих помещений.

В 2023 году в России ожидается открытие более 3 тыс. предприятий по франшизе без учёта пунктов выдачи товаров, рассказал на бизнес-завтраке РБК Василь Газизулин, сооснователь и управляющий партнёр проектов TopFranchise. В течение года около 500 компаний заявят или уже сообщили об открытии соответствующего направления, говорит он. "В России одно из самых лояльных законодательств по отношению к предпринимателю, который решился развиваться по франшизе", — поясняет Василь Газизузлин, добавляя, что у этого есть и оборотная сторона. Так, государство зачастую видит в франшизе дробление бизнеса.
Василь Газизулин, основатель и управляющий партнёр компаний TopFranchise.ru и TopFranchise.com
Автор: Валентин Беликов
О росте количества заявок от потенциальных партнёров сообщают все крупные компании. Так, Анна Иоспа, директор международных проектов СДЭК, говорит, что в прошлом году компания получила 23 тыс. заявок на открытие франшиз. Дмитрий Баранов, руководитель проекта Франчайзинг ГК "МЕДСИ" рассказывает, что за три года работы направления компания получила порядка 500 заявок. В этом году их количество уже выросло в два раза, по итогам прошлого года зафиксирован рост на 40%. Александр Мельников, сооснователь OnePrice и Epic Pizza, говорит, что по отношению к 2021 году в 2022-ом заявок стало больше, количество открытий выросло примерно на 70%. Многие компании закрыли свои отделы по продаже франшиз, при этом денег в стране достаточно, объясняет он рост спроса на работающие франшизы.
Андрей Постников, ведущий специалист отдела продаж сети парикмахерских "Супермен", сообщает о росте на 35%. "С рынка ушли крупные игроки, у потенциальных партнёров сократился круг франшиз, из которых они могут выбирать. Также сейчас предприниматели, которые планировали начинать своё дело, выбирают франшизу, потому что это проверенная бизнес-модель, в процентном соотношении он закрывается меньше, чем бизнес, который люди начинают сами", — комментирует он.
"Приятно слышать, что у коллег такой гиперрост заявок, это здорово, к сожалению, не могу похвастаться тем же за последний год. Рост составит порядка 5–7%. За последний год наши новые партнёры, наши новые франчайзи стали более осторожными. Увеличился цикл сделки, увеличилось время принятия решения, партнёры ведут себя гораздо более осторожно, чем два, три, а тем более пять лет назад", — сообщил Константин Сагалов, председатель правления Суши Wok.
Мария Орлова, коммерческий директор ГК "А101" в Санкт-Петербурге
Автор: Валентин Беликов

Другая география

В числе трендов развития рынка участники отмечают расширение географии — внутри страны и за её пределами. "Мы видим, что бОльшая часть заявок приходит из-за рубежа. Огромное количество релокантов сейчас покупает нашу франшизу. Мы ведём бизнес уже в 35 странах, год назад было 20. Думаю, это общий тренд", — рассказывает Павел Фролов, основатель "РОББО" и франшизы детских кружков робототехники "РОББО Клуб".
Дарья Горякина, заместитель генерального директора Лабораторной службы "Хеликс", говорит об открытии точек в небольших городах. "Если раньше генераторами открытий были Петербург и Москва, то сейчас это маленькие города, вплоть до 5-10 тысяч населения. Петербург у нас сейчас очень плотно занят с точки зрения франшизы, поэтому здесь мы ценим любую возможность открыться", — отмечает она. Другой тренд, фиксируемый в "Хеликс" — консолидация рынка. "Очень сильно увеличился входной порог. И раньше лабораторию открыть было тяжело, а сейчас тем более. Мы видим тренд, когда люди, которые открыли бизнес под своим брендом, переходят под крупный бренд франчайзинга", — говорит Дарья Горякина.

Проблемное партнёрство

"Будьте осторожны с выбором франшиз. Появление большого количества новых франшиз чревато появлением некачественного продукта на рынке франчайзинга. Франчайзинг — это прекрасно, но будьте осторожны с выбором партнёров", — отмечает Константин Сагалов.
Автор: Валентин Беликов
Одним из рисков роста эксперты традиционно называют нехватку персонала. Артур Вдовичев, руководитель направления франчайзинг "Улыбка радуги", говорит, что сегодня есть огромная сложность с тем, чтобы найти людей, готовых работать — и тем более эффективно. "Здесь основной тренд — автоматизация (появление касс самообслуживания) и система мобильного персонала, которая позволяет привлекать персонал в магазины только по мере необходимости. Россия входит в демографическую яму, которая усилена некоторыми другими процессами, здесь надо будет искать решения", — предрекает он.

Ограничения в метрах

Участники рынка говорят об изменяющихся требованиях к объектам и нехватке качественных помещений.
"Сейчас мы активно развиваем торговую марку "Чайная ложка". Мы смотрим топовые места, но они заняты. И даже если ты предлагаешь на 50% больше, арендодатель очень серьёзно думает. Предыдущие кризисы научили арендодателя, теперь он плотно держится за своего арендатора и расставаться с ним не хочет. Арендатор тоже держится за помещение, потому что понимает, что открыть новую точку настолько дорого и сложно, что лучшее подержаться. Для нас это минус", — говорит Михаил Гусейнов, генеральный директор сети кофеен "Чайникофф". Из плюсов он отмечает практически прекратившуюся конкуренцию с западными брендами, которые традиционно занимали топовые объекты.
Абдалла Хафез, главный управляющий директор "Бургер Кинг Россия", в свою очередь полагает, что для многих недавно созданные фирмы могут казаться менее надёжным партнёром, чем глобальная компания с именем. Он отмечает, что сейчас бизнес заинтересован в меньших по площади объектах. "Мы не ищем большие помещения, как раньше. Мы пытаемся изменить нашу технологию, чтобы ей требовалась меньшая площадь", — добавляет он.
"Мы тоже оптимизировались. Раньше открывали магазины 40-–400 м2, сейчас ограничиваемся 200 м2. Что касается Epic Pizza, мы полностью ушли в dark", — рассказывает Александр Мельников.
Кирилл Остапенко считает, что площади в рознице продолжат сокращаться. Непосредственно основанная им франчайзинговая сеть "Велодрайв" сегодня проводит реформатирование — из сети по продаже спортивных товаров и велосипедов она планирует стать маркетплейсом соответствующего направления. "Думаю, подобные тренды, когда бизнес-модели будут пересматриваться, а прежние игроки будут работать по-новому — это то, что всех нас ожидает", — говорит Кирилл Остапенко.
"Тренд на уменьшение площади есть, мы его видим, но площади всё равно требуются, есть бизнесы, которые в принципе без площадей не могут существовать. Есть и тренд в сторону увеличения площадей — это физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты образования, рестораны и фудхоллы, которые нужны в шаговой доступности, внутри жилых кварталов", — говорит Оксана Моисеева, руководитель направления коммерческой недвижимости ГК "А101". Работа в новых районах, подразумевающих комплексное освоение территорий, для бизнеса легче, поскольку застройщики обычно заранее проектируют помещения под нужды конкретного объекта.
Оксана Моисеева, директор направления коммерческой недвижимости ГК "А101"
Автор: Валентин Беликов
Два года назад ГК "А101" начала плотно сотрудничать с франшизами, запустив совместный проект с TopFranchise, в рамках которого получают акцепт на каждое коммерческое помещение в своих районах от десятков франшиз. "Это одобрение наших коммерческих активов под конкретные функции и бренды. В нашем "магазине франшиз" любой может посмотреть помещения с уже одобренной франшизой, это классическая схема win-win. Инвестор сразу видит потенциал объекта и потенциал арендатора. Арендатору согласованный брендом объект ускоряет цикл открытия бизнеса. Девелопер получает заполнение объектов коммерческой инфраструктуры, а житель — комфортную жилую среду", — поясняет Оксана Моисеева.
По её словам, франшизы — ключевой арендатор сегодня. "Более 60% бизнесов внутри наших жилых районов действует по франшизе, это то самое малое и среднее предпринимательство. Традиционно франчайзинг воспринимают как что-то маленькое, но, например, Х5 тоже продаёт свои франшизы", — говорит она.
Опыт сотрудничества с франшизами ГК "А101" опробовала в Москве, а сейчас запускает в Петербурге, приглашая бренды, бизнес и инвесторов на свои первые проекты в агломерации. При комплексной застройке эта схема эффективна для всех участников рынка, уверена Оксана Моисеева.