"Известия": магазинам хотят облегчить бесплатную раздачу еды с истекающим сроком

Автор фото: Eduardo Soares/unsplash
В Госдуме разработали законопроект, который позволит магазинам раздавать гражданам продукты с истекающим сроком годности. Об этом сообщили "Известия" со ссылкой на документ.
Законопроект предлагает отменить торговым сетям НДС на товары с истекающим сроком годности, которые будут распределяться бесплатно. Поправки разработали депутаты ЛДПР.
В пояснительной записке к ним объясняется, что на этапе розничной торговли и потребления в России теряется примерно пятая часть всех произведённых продуктов питания. Причин много, от погодных условий до неправильного хранения. Решить эту проблему пытались много раз, но она так и не решена.
Авторы инициативы считают, что если отдавать населению такие товары бесплатно, это помогло бы в решении задачи. Трудность сейчас состоит в том, что магазинам так делать невыгодно, потому что они имеют право не платить НДС только с тех продуктов, которые они выбросили по истечению срока годности.
Если поправки будут приняты, то из списка объектов налогообложения будут исключены продукты с истекающим сроком годности. Тогда НДС на них можно будет не платить — если они будут бесплатно отданы третьим лицам. Это одновременно решит проблему выбрасывания продуктов питания магазинами и их дефицита у отдельных категорий граждан.
Из числа таких товаров предложено исключить детское и диетическое питание и алкоголь.
Законопроект направлен на отзыв в правительство. Его уже готовы поддержать в профильных комитетах Госдумы.
В апреле аналитики подсчитали, что каждый четвёртый россиянин готов купить почти просроченные продукты питания, если цена на них ниже, чем на свежие. Цифры привели авторы исследования Аналитического центра НАФИ и фонда "Росконгресс" "Тренды потребления россиянами продуктов питания".
Покупки в продуктовом магазине находятся на первом месте в структуре трат россиян, и на них приходится треть всех ежемесячных расходов — по оценкам аналитиков, от 6 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц. Чаще всего основным фактором выбора становится цена.
Цены при этом на ряд продуктов сильно завышены. Так, по данным на начало июня, к Федеральной антимонопольной службе обратились из Госдумы с просьбой проверить магазины на предмет завышения цен на молочную продукцию.
Как указывают депутаты, в 2023 году закупочные цены на сырое молоко снизились на 15–20%, а наценки торговых сетей при этом сохраняются на уровне 40–70%, по некоторым видам достигая 150%. По факту сырьё дешевеет, а для покупателя оказывается дороже.