Атмосфера или удобство: региональные агрегаторы могут спасти фермеров

Автор фото: Сергей Ермохин

Фермерам собираются дать новые возможности для продажи своей продукции через региональные агрегаторы.

На рассмотрение Госдумы РФ внесён законопроект о поддержке фермерских хозяйств. Как говорится в пояснительной записке, "одной из существенных проблем развития малых форм хозяйствования являются трудности сбыта производимой ими продукции, что, в частности, обусловлено недостаточным уровнем развития сбытовой инфраструктуры". Для решения этой проблемы субъектам РФ планируется дать право создания агрегаторов, которые смогут закупать продукцию у фермеров и затем реализовывать её как через торговые сети, так и на продовольственных рынках.
При этом именно поддержка и развитие рынков обозначается как одна из основных целей. В пояснительной записке обращается внимание, что за последние 8 лет количество специализированных сельскохозяйственных рынков в стране сократилось на 42%, а сельскохозяйственных кооперативных рынков — на 56%. При этом количество магазинов федеральных торговых сетей растёт. Но попасть на их полки фермерам почти нереально.
"Города традиционно формировались вокруг рынков, сейчас их функциональное значение не так велико, но тем не менее оно символически сохраняется. Рынок — это место, где собираются люди, они общаются с продавцами, могут что–то неспешно выбирать. В магазинах такого практически не осталось. Наверное, нужно учить людей обращаться с этим форматом торговли. С этим необходимо работать, делать эти места привлекательными для горожан", — рассуждает архитектурный критик и совладелица ООО "Сытный рынок" Мария Элькина.
Однако, согласно статистике ВЦИОМ, гипермаркеты в России пока что пользуются более высоким спросом: с той или иной периодичностью их посещают 83% россиян. На фермерские рынки же ходят поменьше — 61% опрошенных.
"Я предпочитаю магазины, а не рынок. Магазины находятся в шаговой доступности, там выполняются условия хранения, смотрят за сроком хранения и всегда можно вернуть товар, если он плохого качества. Рынок занимает много времени, товар упаковывают продавцы, нет возможности выбора самому", — делится своими оценками Константин Синицин, шеф–повар Wine&Dine.
Мария Элькина, напротив, считает, что качество продуктов на рынке всегда выше. "В современном Петербурге любить рынки не принято, но это нужно исправлять. На рынках работает местный бизнес, и мне кажется, что очень важно, чтобы город поддерживал местных производителей. В этом смысле рынок незаменим, потому что там есть локальный колорит. Это частный случай локального городского артефакта, который обязательно нужно и важно поддерживать", — резюмирует она.