Защити себя сам: кибербезопасность стала популярной у стартапов из Петербурга

Автор фото: Freepik.com

Кибербезопасность впервые вошла в топ–3 по популярности среди петербургских стартапов. Этому поспособствовал уход с рынка западных игроков.

Как подсчитали аналитики центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub, на первом месте по популярности находятся стартапы в e–commerce: 11,2% технологических компаний Петербурга сфокусированы на разработке решений для этой сферы. На втором месте (10,2%) находятся стартапы в AdTech и MarTech (технологии для рекламы и маркетинга). Наконец, 6% пришлись на кибербезопасность.
При этом в целом по России наибольшее количество стартапов (15,6%) всё ещё создаются в области FinTech, в то время как 11,9% занимаются проектами в сферах медицины и здоровья, но кибербезопасность также занимает третье место (6%). Эксперты отмечают рост числа решений в этой области: за первое полугодие 2023 года их количество удвоилось по сравнению с прошлым годом. В 2022 году самыми популярными направлениями были AdTech (10%) и FinTech (7%).
Почти четверть (24%) стартапов имеют готовый продукт и осуществляют массовые продажи, 33% уже запустили прототип, а остальные проекты находятся на стадии разработки или только в идеях.
Дмитрий Гачко, IT–предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК Itglobal.com, отмечает, что традиционно российские IT–стартапы — это проекты для массмаркета, b2с–сегмента. "С февраля–2022 ситуация коренным образом поменялась, многие успешные стартапы релоцировались. Вместе с тем западные решения из области кибербезопасности ушли с рынка и освободили место для молодых проектов. Как следствие, на фоне такой ситуации в России можно наблюдать рост новых стартапов", — объясняет он.
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ", согласен, что повышенный интерес к кибербезопасности со стороны отечественных разработчиков логичен — их продукты более чем актуальны.
"Не секрет, что за последние полтора года наша страна столкнулась с беспрецедентной волной кибератак. Причём если до недавнего времени злоумышленники выбирали своими целями государственные органы, крупные финансовые структуры и медиаиндустрию, то сегодня в поле их интересов реальный бизнес — аграрная, логистическая, транспортная и образовательная отрасли. Запрос на современные инструменты информационной безопасности кратно возрос. Многие наши клиенты, в том числе представители крупного бизнеса, которые раньше предпочитали закрывать эти задачи силами штатных администраторов, после событий 2022 года обратились к нам за комплексным сервисом по защите своей инфраструктуры от киберугроз", — рассказывает он.
Атаки становятся всё более сложными, меняется их фокус и инструментарий. Соответственно, и набор средств борьбы с ними должен меняться с такой же скоростью, продолжает Телегин. Это требует создания новых решений в короткие сроки. Кроме того, многие западные провайдеры ушли из страны и российский бизнес вынужден искать альтернативу.
Данила Морогин, исполнительный директор HRlink, напоминает, что долгое время компании, работающие в России, использовали западные решения в сфере информационной безопасности. "По экспертным оценкам, их доля на российском рынке кибербезопасности составляла 39%. Сейчас, когда импортные продукты недоступны, а использовать их стало опасно, растёт спрос на отечественные разработки. Стартапы — наиболее гибкие и адаптивные компании IT–сегмента — видят растущий спрос на рынке, понимают, что эта область требует развития и расширения. Поэтому оперативно занимают пустующие ниши", — говорит эксперт.
Кстати, до 16 августа ещё можно успеть подать заявку на "Биржу стартапов", которую традиционно проводит "ДП".