Крупнейшие торговые сети в России столкнулись со снижением рентабельности

Автор фото: Сергей Коньков
ПУстые продуктовые корзины в супермаркете Петербург, декабрь 2015 года.
У крупных торговых сетей РФ начала снижаться рентабельность: по итогам прошлого года совокупная чистая прибыль российских ретейлеров составила 195,3 млрд рублей, увеличившись за год на 2,4% .
При этом у X5 Retail Group (торговые сети "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Чижик") этот показатель увеличился до 52,2 млрд рублей (+7,7% к аппг), а у "Магнита", напротив, сократился более чем на треть, до 34,1 млрд рублей (–34,1%). Согласно информации, указанной в отчёте компании "Infoline-аналитика", средняя рентабельность крупнейших торговых сетей впервые за четыре года сократилась до 2,4%, потеряв с 2021 года 0,4 процентных пункта.
Как сообщает со ссылкой на данные аналитиков издание "Ведомости", заметнее всего рентабельность по чистой прибыли ухудшилась у "Магнита" (до 1,4%, минус 1,4 п.п), "Ленты" (до 0,9%, минус 1,8 п.п), X5 Group (до 2%, минус 0,2 п.п) и Fix Price (до 7,7%, минус 1,6 п.п). С аналогичной проблемой столкнулись и непубличные игроки. В частности, средняя рентабельность "Светофора" опустилась до отметки в 1,8% (–0,7 п.п), а Metro — до 3,9% (–2,5 п.п.).
Основные показатели крупнейший торговых сетей за 2021-2022 год.
Автор: "Ведомости" / "Infoline-аналитика"
Ведущий аналитик ИК "Велес капитал" Артём Михайлин связывает падение валовой маржи у крупных ретейлеров с ростом доли товаров по промоакциям в их выручке, изменением ассортимента и увеличением стоимости логистики. Он также обратил внимание, что в условиях экономической нестабильности и снижения спроса, увеличение числа продуктов по промоакциям и дешёвых товаров является естественным процессом.
Генеральный директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров в свою очередь отмечает, что снижение рентабельности во многом связано с особенностями бизнеса. Например, в октябре–декабре прошлого год ретейлер Metro столкнулся с падением продаж на фоне технических сбоев, а на результатах "Ленты" негативно отразился отток покупателей в офлайне. Напомним, что минувшей весной представители сети говорили, что покупатели жалуются на жёлто-синюю айдентику их магазинов.
Впрочем, снижение эффективности "Ленты" скорее связано с неудачной интеграцией сетей Billa и "Семья", приобретённых летом 2021 года: с тех пор они показывают падение сопоставимых продаж. А вот падение чистой прибыли "Магнита" Михаил Бурмистров объясняет в том числе инвестициями компании в производственные активы. Ранее "ДП" писал, что до конца 2023 года торговая сеть планирует вложить более 2 млрд рублей в открытие 160 торговых точек на Северо-Западе России. Большинство из них появятся в Петербурге и Ленинградской области.