Цифровые рубли: господдержка и релокация увеличили доходы айтишников

Автор фото: Сергей Коньков

Зарплаты в IT–отрасли растут небывалыми темпами. При этом компании пытаются экономить на специалистах по продажам и маркетингу.

Медианная зарплата российских сотрудников IT–сферы по итогам первых 6 месяцев 2023 года составила 165 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем за второе полугодие 2022 года, следует из исследования "Хабр Карьеры". При этом, по мнению аналитиков, в основном рост обеспечен за счёт регионов, где айтишникам платят около 150 тыс. рублей. Для сравнения: средняя зарплата в Москве — 200 тыс., в Петербурге — 172 тыс. рублей.

Поднялись на льготах

По данным "Хабр Карьеры", больше всего в IT зарабатывают менеджеры. Их средняя зарплата — 192 тыс. рублей. При этом в Петербурге зарплаты менеджеров проектов за полгода выросли на 23% и составили 219 тыс. На втором месте по уровню заработка находятся разработчики. В среднем они зарабатывают 190 тыс. рублей — на 18% больше, чем во втором полугодии 2022–го.
Генеральный директор компании "ИВК" Григорий Сизоненко считает, что зарплаты IT–специалистов ощутимо выросли, так как отрасль находится в фокусе внимания государства.
"Минцифры ввело колоссальные льготы для IT–компаний. В частности, беспрецедентно снизилось налоговое бремя. Поэтому не исключено, что IT–компании, которые не занимаются собственными разработками, а “перелицовывают” зарубежные, тратят сэкономленные на налогах средства на зарплату сотрудникам", — говорит эксперт.
Ещё одним существенный драйвером роста зарплат в IT стала массовая релокация айтишников. Российские работодатели фокусируются на специалистах, оставшихся в стране, и готовы их удерживать за счёт денег. По некоторым специальностям они достигли уже сумм, значительно превосходящих данные, полученные "Хабр Карьерой".
"По нашим данным, в 2023 году средний месячный доход специалистов по кибербезопасности, которые работают как фрилансеры, увеличился почти в 4 раза по сравнению с 2022 годом и составил 374 тыс. рублей. Во–первых, в последние годы участились случаи кибератак и утечек данных. Из–за этого страдает репутация бизнеса, поэтому он готов нанимать высококвалифицированные кадры и платить им больше. Во–вторых, на востребованность ИБ–специалистов повлиял уход западных брендов и сервисов. Многие решения были западными, сейчас их необходимо создавать с нуля, а для этого нужны хорошие кадры", — комментирует Александр Норовяткин, head of PR компании Solar Staff.

Подтянуть языки

"В России в целом и в Петербурге в частности потребность в IT–специалистах очень высокая: весной говорили о том, что спрос на них вырос на 63% в сравнении с прошлым годом. Как уже не раз отмечали официальные лица, в стране не хватает 1 млн одних только разработчиков. А значит растёт конкуренция за сотрудников со стороны работодателей, и в первую очередь это отражается на зарплатах", — считает Данила Морогин, исполнительный директор HRlink.
Участники рынка вспоминают, что во II–III кварталах 2022 года рост зарплат разработчиков вроде бы замедлился, но теперь он возобновился с новой силой. "Если увеличение зарплат junior– или даже middle–специалистов ещё как–то можно предвосхитить, то разработчики уровня senior требуют иногда совсем необъяснимых сумм. Дело в том, что их стало совсем мало и часто компании готовы заплатить любые деньги, только чтобы привлечь нужного специалиста", — замечает Наталья Яговкина, директор по персоналу "Гарда Технологии".
Зарплаты разработчиков зависят и от языков программирования. Больше всех получают разработчики в Objective–С. Их медианный оклад в минувшем полугодии — 337 тыс. рублей. Также в топ–3 попали зарплаты в Scala (274 тыс.) и в Swift (270 тыс.). Снизились зарплаты только у программистов Delphi (на 26%). Их медианный оклад составил 123 тыс. рублей.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и руководитель департамента бизнес–информатики Евгений Зараменских считает, что нельзя однозначно утверждать, какой язык программирования является наиболее востребованным.
"Если бэкенд–разработчик уровня middle на Python получает 180 тыс. рублей, то его коллега аналогичного уровня в Ruby on Rails получает немногим меньше — 169 тыс. При этом у второго имеются гораздо более интересные зарплатные перспективы. Бэкенд–разработчик на Python senior–уровня может рассчитывать на 297 тыс. рублей в месяц, а senior–специалист на Ruby on Rails — и на 350 тыс.", — объясняет он.

Встречают по обложке

Самые заметные темпы роста зарплат в прошлом полугодии "Хабр Карьера" зафиксировала у дизайнеров. Они начали получать на 31% больше. А в Петербурге им платят в среднем 150 тыс. рублей, что на 50% больше, чем полгода назад.
По словам генерального директора Epicstars Дениса Волкова, современные IT–продукты для массового пользователя постоянно усложняются, но при этом остаются понятными и удобными. "Отсюда растущая важность так называемого UX — всей совокупности впечатлений от взаимодействия с программой. Это удобство, полезность, эмоциональная окраска и пр. Во многом уровень UX зависит и от профессионализма дизайнеров", — говорит эксперт.
Ещё одна причина востребованности дизайнеров — рост конкуренции во всех сегментах ПО. При этом внешний вид продукта часто оказывается ключевым фактором для принятия решения о его покупке или использовании. Но на рынке не так много высококвалифицированных дизайнеров, способных творчески решать сложные задачи, добавляет Денис Волков.
Ощутимее всего упали зарплаты у специалистов по продажам — на 30%. Такая тенденция связана с уходом западных брендов, реструктуризацией бизнеса и экономической турбулентностью, считает Александр Норовяткин.
"Многие компании приостановили маркетинг и продажи, потому что традиционно это одни из самых затратных направлений в бизнесе. В ситуации, когда бизнес стремится перестраиваться и найти своё новое место, а также оценить нынешнюю покупательную способность аудитории, продавать достаточно сложно", — говорит он.
Денис Волков считает иначе. По его словам, не все менеджеры по продажам умеют налаживать прямые коммуникации с клиентами и смотреть на проблему со стороны потребительских интересов. Из–за этого некоторые компании пытаются заменить их техническими инструментами (например, чат–ботами).