Ушёл на Север: бывший глава "Ленморниипроекта" переключился на Заполярье

Автор фото: Архив "ДП"
Игорь Русу возглавил ООО "Плато Инжиниринг", которое проектирует терминал для обслуживания газохимического комплекса в Ненецком АО.

После неудачи с флагманским проектом "Столицы Арктики" топ-менеджер Росморпорта покинул пост генерального директора крупнейшего в стране проектного института из Петербурга.

С 3 июля бывший генеральный директор петербургского АО "Ленморниипроект" (основной акционер — Росморпорт) Игорь Русу возглавляет ООО "Плато Инжиниринг" экс-депутата Государственной думы миллиардера Виталия Южилина (№ 120 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022) "Ленморниипроект" топ-менеджер покинул после окончательного проигрыша судебного спора с мурманским ООО "Морской терминал Тулома", одним из восьми резидентов территории опережающего развития "Столица Арктики". "Ленморниипроект" неудачно спроектировал терминал, из-за чего работу частично отверг заказчик. Но полностью с Росморпортом Игорь Русу не расстался — он возглавляет принадлежащее ведомству ООО "РМП–Тамань" из Темрюка.

От Мурманска до Нарьян–Мара

Игорь Русу покинул пост гендиректора "Ленморниипроекта", условно говоря, между двумя крупными заказами из Мурманска. В конце мая Арбитражный суд Северо–Западного округа поставил точку в споре с "Морским терминалом Тулома" — "Ленморниипроект" не справился с требованием заказчика, превысив стоимость строительства спроектированного терминала в 1,5 раза, с 14 до 23 млрд рублей. Часть работ заказчик в связи с этим не принял. Примерно в то же время институт приступил к разработке другого масштабного проекта в Мурманске — морской инфраструктуры для завода по производству сжиженного природного газа мощностью 20,4 млн тонн, запуск первых двух линий которого запланирован на 2027 год, для "Новатэка". О проекте "Мурманский СПГ" в конце мая написал "Коммерсантъ".
"Я планирую развить начатое моим предшественником, укрепить инженерный состав и сосредоточиться на проектах Северного морского пути. Прежде всего это “Мурманский СПГ” и проекты для развития “ Атомфлота ”, всё, связанное с развитием устойчивого транзита грузов через Севморпуть", — рассказал "ДП" новый руководитель "Ленморниипроекта" Евгений Воловик, пребывающий с 3 июля в статусе исполняющего обязанности генерального директора.
А Игорь Русу с 3 июля возглавил ООО "Плато Инжиниринг" — частную компанию, которой через ООО "Ферст квантум" владеет (99%) бывший депутат Государственной думы миллиардер Виталий Южилин.
"Мы посчитали проект для “Морского терминала Тулома” дороже, чем ожидал заказчик и, к сожалению, да, суд проиграли, но это не значит, что проект провален. С моим уходом из “Ленморниипроекта” это не связано, но, чтобы быть объективным, об этом лучше спросить у акционера — Росморпорта", — сказал Игорь Русу по поводу смены места работы.
О своих планах в "Плато Инжиниринг" топ-менеджер рассказывать отказался. Однако на сайте компании в разделе "Проекты" указан лишь один — морской терминал для обслуживания газохимического комплекса в Ненецком автономном округе в районе посёлка Красное в порту Нарьян-Мар.
Газохимический комплекс должен будет производить из природного газа метанол в объёме 3,6 млн тонн в год, который предполагается переваливать на суда и отправлять на экспорт по Северному морскому пути. 25 мая Главгосэкспертиза России одобрила строительство гидротехнических сооружений для газохимического комплекса. Их застройщиком выступает ООО "Русхим газ" Виталия Южилина (50%) и его партнёров Геннадия Миргородского и Дмитрия Озерского. Генеральным проектировщиком Главгосэкспертиза указала компанию "Плато инжиниринг".
Из её сайта следует, что под руководством Игоря Русу предстоит спроектировать не только морской терминал, но и подходной канал к нему, подъездную дорогу, вахтовый жилой комплекс, полигон для бытовых и промышленных отходов, а также реконструкцию морского пункта пропуска через государственную границу в порту Нарьян-Мар.
Надо сказать, "Русхим газ" и "Плато инжиниринг" на протяжении последних лет уже третий раз меняют свои планы. Сначала предполагалось строительство завода и терминала для морской перевалки метанола в порту Усть-Луга Ленинградской области, но осенью 2020 года этот план переместился в посёлок Индига, о строительстве порта в котором говорят уже несколько десятилетий. Это случилось после того, как партнёрами Виталия Южилина стали миллиардеры из рыбопромыслового бизнеса Геннадий Миргородский и Дмитрий Озерский. Но и сей замысел просуществовал недолго — надо полагать, в связи с транспортной недоступностью Индиги (ближайший к ней населённый пункт, имеющий железнодорожное сообщение, поселок Карпогоры, расположен в 630 километрах). Так что строительство метанольного комплекса в Нарьян-Маре — третья попытка.

И ядерный взрыв не помог

Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт–Петербургского политехнического университета Петра Великого и исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев полагает, что строительство газохимического комплекса в Нарьян-Маре встраивается в общую концепцию развития Арктической зоны России.
"Отрадно видеть, что очаги экономического роста возникают не только в и без того развитых Мурманске и Архангельске, но и в Нарьян–Маре. Это хороший шаг в реализации планов масштабного освоения Арктики. Не забывайте также про амбициозные планы развития грузооборота по Северному морскому пути — новый завод внесёт свой вклад в грузовую базу. Кроме того, в российской Арктике проживают 2,5 млн человек, для которых очень важно экономическое развитие территории, что невозможно без крупных промышленных объектов. Кстати, по статистике, одно рабочее место в Арктике создаёт 14 рабочих мест в смежных регионах. В данном случае это металлургия, геологоразведка и так далее…" — говорит учёный.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал об истории Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, на базе которых планируется строить комплекс около Нарьян-Мара.
"Эти многострадальные месторождения изучали ещё в советское время. Их бурили, там начался подземный пожар, который долго не могли потушить. Даже пробурили рядом ещё одну скважину, спустили туда атомную бомбу и взорвали, чтобы заглушить месторождение ядерным взрывом. Но и это не помогло. В конце концов пожар потушили, и месторождения долгое время оставались невостребованными — никто не решался взять их с такой историей. Можно сказать, что Северный морской путь дал этим месторождениям новую жизнь. Сначала предполагалось создать там очередной проект по производству сжиженного природного газа по образу и подобию “Ямала СПГ”, но не вышло — у владельцев месторождений нет такой поддержки государства, как у “Новатэка”. В результате проект стал метанольным — конечный продукт будут возить Северным морским путём в Европу…" — говорит эксперт.