Путин в Мурманске, терминал для Индиги, супербассейн у моря: чем живёт СЗФО

Автор фото: "ДП"

Арктические мегапроекты Северо-Запада России стали ключевыми на минувшей неделе, а с ходом одного из них, не имеющего аналогов в мире, познакомился президент Владимир Путин.

Завод по производству заводов

Из посёлка Белокаменка Мурманской области в четверг, 20 июля, отправили по Северному морскому пути первый плавучий завод для производства сжиженного природного газа (СПГ) — огромную гравитационную платформу (общим весом 640 тыс. тонн), прямо на которой установлена технологическая линия сжижения газа. Проще говоря, производство СПГ — полный цикл сжижения — происходит прямо на платформе.
Старт процессу дал лично президент Владимир Путин: он повернул символический рубильник, который дал гудок — сигнал к началу операций по выводу линии из дока.
"Завод по производству заводов", как назвал его глава государства, строит в Белокаменке компания "Новатэк". Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) не имеет аналогов в мире. Его параметры часто сравнивают с "Боингом", чтобы представить масштаб.
Автор: kremlin.ru
На платформе, которую отправил Путин к месторождению Утреннее на Гыданском полуострове (Ямало-Ненецкий автономный округ), в резервуаре для хранения свободно поместятся три самолёта Boeing-737. А производственные площади ЦСКМС в Белокаменке едва ли уступают производству Boeing: так, высота цеха 107, где непосредственно собирают завод СПГ, составляет 93 метра, его закрывают ворота 70 метров в высоту — выше за полярным кругом нигде нет.
Председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон, который показал президенту производство, пояснил, что линии СПГ потребуется около суток, чтобы покинуть завод, а весь путь до Гыдана займёт около 3 недель.
А сейчас уже активно строится второй завод в рамках проекта "Арктик СПГ 2".
Автор: gov-murman.ru

Арктическая ипотека

В ходе визита в Мурманск президент поручил запустить в регионах "арктическую ипотеку" по ставке 2% — по аналогии с программой, уже действующей на Дальнем Востоке.
На Северо-Западе в программу войдут вся Мурманская область и Ненецкий автономный округ, а также арктические районы Архангельской области, республик Карелия и Коми.
Арктическая зона Коми охватывает Воркуту, Инту, Усинск и Усть-Цилемский район. В Карелии в неё входят Беломорский, Лоухский, Кемский, Сегежский, Калевальский районы и Костомукшский городской округ. В Архангельской области — Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Лешуконский, Мезенский, Онежский, Пинежский, Приморский районы; архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
Планы ввести в регионах российской Арктики льготную ипотеку обсуждались с мая. Минвостокразвития ранее подсчитало, что госфинансирование для этой программы составит 4,2 млрд рублей на бюджетную трёхлетку.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на совещании в Мурманске доложил президенту, что дальневосточной ипотекой воспользовались 74 тыс. семей. За 3,5 года объём вводимого жилья в Дальневосточном федеральном округе вырос в 2 раза, до 4,5 млн м2, а рост стоимости "квадрата" при этом был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Аналогичного эффекта власти ждут и в Арктике.
Путин предложил запустить программу на срок до 2030 года.
Автор: Рамиль Ситдиков, "РИА Новости"

Решение для Индиги

Важной новостью для развития Северного морского пути стало решение ускорить реализацию проекта по созданию морского незамерзающего порта в Баренцевом море близ посёлка Индига в Ненецком автономном округе.
Проект этого порта обсуждается почти 100 лет, его намеревались строить ещё в 40-х годах прошлого века, но за реализацию взялись лишь в 2018-м. Инвестором выступила корпорация "АЕОН" Романа Троценко, которая в этом году решила ускорить работу, начав перевалку грузов, не дожидаясь, когда к Индиге построят железную дорогу.
Порт Индига предполагается сделать частью железнодорожного проекта, соединяющего Баренцево море через Коми с Уралом, но железную дорогу от Сосногорска к Индиге протяжённостью почти 600 км пока лишь начали проектировать.
На первом этапе решили создать удалённый терминал — прямо в море, около мыса Румяничный, и начать перевалку грузов по схеме трансшипмента. Глава НАО Юрий Бездудный отметил, что это позволит уже летом начать перегрузку с судов разного класса.
Проект порта "Индига".
Автор: администрация НАО

Карелия без "Победы"

Лоукостер "Победа" ушёл из Карелии. Компания перестала совершать перелёты из Москвы в Петрозаводск.
Карельские власти, как выяснилось, не в курсе причин, почему прекратились авиаперевозки по маршруту.
Минтранс Карелии пояснил, что решение о завершении полётов авиакомпания "Победа" приняла самостоятельно.
"Причина ухода с данного направления нам неизвестна", — признались карельские чиновники, отвечая на вопросы местных жителей.
Самолёт авиакомпании "Победа".
Автор: Тихонов Михаил
Вместо "Победы" маршрут из Петрозаводска в Москву стало обслуживать авиапредприятие "Северсталь". Авиарейсы по-прежнему совершаются ежедневно, а по средам и четвергам — ещё и через Череповец.

Псков международный

Псковский аэропорт впервые за 10 лет принял международный рейс. В Псков 19 июля прилетел Embraer 190 из Минска — столицы Белоруссии.
Перевозки осуществляет Nordwind Airlines в сотрудничестве с авиакомпанией "Икар".
Полёты из Минска в Псков и в обратном направлении будут осуществляться дважды в неделю — по средам и субботам. Время в пути составляет около 1,5 часа.
Загрузка первого рейса из Пскова составила порядка 50%, причём из Пскова лететь дешевле — стоимость билета начинается от 2,7 тыс. рублей. Билеты из Минска в Псков доступны по цене от 4,7 тыс. рублей.

Бассейн "как в Чили"

Калининградские власти уточнили параметры мегабассейна с морской водой, который планируется построить в посёлке Поваровка на берегу Балтийского моря.
Самый большой в регионе бассейн с подогреваемой морской водой, который ранее называли "километровым", будет всё же меньше своего аналога — бассейна длиной 1013 метра на тихоокеанском курорте Сан-Альфонсо-дель-Мар в Чили.
"Если в Чили — это километр по длине бассейн, огромный проект, то здесь мы рассматривали варианты гораздо скромнее, как минимум вполовину меньше по длине, а шириной — 25-30 метров", — сказал министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак в эфире радиостанции "Комсомольская правда — Калининград".
Главное в проекте — подогреваемая морская вода, что, как надеются калининградские власти, будет востребовано у туристов на побережье холодной Балтики в любое время года, даже зимой.
"Представьте, вы защищены от ветра стеклом специальным, но при этом видите пейзаж — ту же замечательную нашу Балтику, но находитесь при этом в тёплой морской воде", — сказал Ермак. Воду в бассейне планируют подогревать до +30-33 градусов.
Курорт Сан-Альфонсо-дель-Мар (Чили/Альгарробо). Похожий бассейн хотят построить и в Калининградской области.
Проект "Русская Балтика" вошёл в число "курортов на пяти морях". Калининградские власти ранее отмечали, что здесь планируется также использовать в лечебных целях голубую глину.
Пока же Калининградская область переживает очередной бум высокого турсезона. В июле гостиницы на морских курортах загружены на 90-95%, некоторые — "под завязку".
Власти региона отмечают, что если в прошлом году туристы принимали решение об отдыхе буквально в последний момент, то сейчас глубина бронирования увеличилась — свободных мест в отелях Калининграда и на побережье Балтики на август почти не осталось.