Поставки телефонов в Россию падают, но без драматизма

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Поставки телефонов в Россию по итогам I квартала упали на 16%, в том числе смартфонов — на 5,2%.

Аналитики GS Group сравнили данные по импорту мобильных телефонов в Россию в I квартале 2023 года с аналогичным периодом прошлого года. В январе–марте в Россию поставлено 8,3 млн мобильных телефонов — на 16% меньше, чем за тот же период 2022–го. Доля смартфонов среди них составила 77% (или 6,4 млн штук) — это соответствует показателям 2021 года. Сегмент бюджетных смартфонов (до 10 тыс. рублей) вырос на 39%.
При этом аналитики не считают падение импорта катастрофическим. Россия занимает 2,4% мирового рынка смартфонов и находится в первой десятке в плане объёмов поставок и спроса.
Среди смартфонов сократились поставки Samsung, Xiaomi, Realme и iPhone. Импорт Samsung уменьшился в 2 раза, до 900 тыс. штук, а доля бренда упала с 27,5 до 14%. Поставки Xiaomi снизились на 19%, до 1,3 млн. Хотя данный бренд удерживает первое место на российском рынке с долей 21%. Импорт Realme снизился на 13,5%, до 700 тыс. штук. Доля бренда составляет 11%. Также в I квартале в Россию ввезено 700 тыс. iPhone (год назад было поставлено 1 млн устройств), доля бренда на российском рынке упала до 7,7%. Однако в России активны 13 млн устройств бренда, по этому показателю он занимает 5–е место. Также Apple — лидер по обороту (40%).
Доля китайских марок в общем объёме импорта смартфонов составила 74%. Вклад бренда Honor достиг 11,3% (годом ранее — 4%). Поставки бренда Techno выросли до 670 тыс. устройств. Поставки Infinix остались на уровне прошлого года (более 400 тыс. штук).
В группе "М.Видео — Эльдорадо" сообщили, что умеренное восстановление покупательской активности способствовало увеличению штучных продаж смартфонов в первом полугодии до 3 млн штук, что на 17% больше, чем в январе–июне 2022 года. Средняя цена снизилась на 16%, до 21 тыс. рублей. В апреле–июне спрос по стране в количественном выражении превысил показатели того же периода 2022 года почти на 40%. Доля китайских производителей в штучных продажах на российском рынке по итогам первого полугодия превысила 70%, годом ранее она составляла около 55%. В денежном выражении продажи всех смартфонов составили 275 млрд рублей. Около 40% этого объёма занимают устройства по цене свыше 50 тыс. рублей.
Генеральный директор InfoLine Иван Федяков отмечает, что падение объёмов импорта смартфонов связано с доходами населения. "Но в 2023 году активизировалось потребительское кредитование. Во многих случаях займы используются для покупки электроники и техники. Из–за этого складские запасы быстро распродаются. Но на фоне роста ключевой ставки активность россиян по новым кредитам поубавится, и это дополнительно негативно скажется на объёмах поставок смартфонов", — полагает Иван Федяков.
Также он считает, что параллельный импорт сыграл крайне положительную роль в поставках смартфонов. В России действует достаточно строгая сертификация оборудования под российские стандарты связи. Устройства обязательно должны поддерживать систему ГЛОНАСС и иметь предустановленные российские приложения.
"Все эти дополнительные опции влекли новые расходы. Часть китайских производителей не заморачивались с этим, потому что у них маржинальность продукции гораздо ниже. Поэтому многих китайских марок на российском рынке мы не видели. И так было бы и дальше, но благодаря параллельному импорту границы открылись, на рынок хлынула продукция, которая никак не сертифицирована под российские требования", — добавляет Федяков.
По его мнению, рынок смартфонов переживает последний эволюционный виток. Сейчас улучшать в устройствах практически нечего — они и так находятся на пике своего развития. На рынок начали выходить те, кто меньше инвестировал в новые разработки, — производители, которые берут не качеством, а количеством.
"Спрос на смартфоны стимулировало развитие сотовой связи. Вслед за появлением 2G многие потребители перешли на смартфоны. Когда появился 3G, потребители обновили устройства. 4G уже позволял достаточно комфортно передавать стриминговые видео, поэтому потребители снова обновили свои устройства на те, которые передавали лучшее качество картинки и имели большой экран. Но 5G в России не будет доступен ещё несколько лет, поэтому стимула для покупки обновлённых телефонов нет. Но это плюс для китайских смартфонов, потому что у многих отсутствует лицензия на 5G", — заключает Федяков.