"Золото Ладоги": как велогонка дала импульс к преображению Северо-Запада

Автор фото: Игорь Руссак/Росконгресс

На Северо-Западе России произошло событие, аналогов которому не было в истории страны, включая советский период. Международная многодневная шоссейная велогонка "Золото Ладоги" получила от Министерства спорта статус особо значимого мероприятия. В чем эксклюзивность события и почему готовили его целых шесть лет — в материале "ДП".

Последняя групповая гонка состоялась на Северо-Западе 50 лет назад и была однодневной. Настоящей масштабной велогонки, который длилась бы полторы недели, не было никогда.
"Золото Ладоги" стала для спорта настоящим взрывом, учитывая, что в мероприятии сразу же приняло участие солидное представительство других стран — на гонку приехали участники из ближнего и дальнего зарубежья, от Белоруссии, Киргизии и Казахстана до Франции и ОАЭ.
Мероприятие получилось зрелищным и эффектным от первой до последней секунды, начиная с впечатляющего массового старта на "Игора-Драйв" и драматичного финиша на Красном озере. А спокойные северные города, через которые пролегал маршрут гонки — Приозерск, Сортавала, Олонец, Питкяранта, Новая Ладога и другие — открылись с новой, скоростной, динамичной, напряжённой стороны даже для тех, кто хорошо их знает.
Во время гонки делались остановки у мемориала "Разорванное кольцо" и музея "Прорыв блокады Ленинграда", который посетили все участники гонки, включая спортсменов, судей, тренеров и всё сопровождение. Все отдали дань памяти тем людям, чья жизнь и смерть связаны с этими местами.
Событие получило хороший и правильный посыл, показав позитивный и открытый образ России, рассказывает руководитель проектов фонда Росконгресс Всеволод Шевелёв. Это многоплановое и впечатляющее мероприятие готовили 6 лет её организаторы — Федерация велосипедного спорта России, спортивная платформа фонда "Росконгресс" "РК-Спорт" и социально-экологический проект "Ладога-Фест".
"Ладога Фест" — ежегодное спортивно-туристическое событие, которое проходит в городах на берегу одного из крупнейших озёр мира. Фестиваль объединяет около 50 дисциплин физкультуры и спорта, в том числе велоспорт.
В самом начале существования проекта перед ним ставилось несколько задач: создание спортивного мероприятия самого высокого международного уровня, поддержка массовой физкультуры и спорта среди россиян, и развитие всего региона.
Первая же задача — создать массовую велосипедную шоссейную гонку — оказалась настолько тяжёлой, что выглядела почти неподъёмной. В планы вмешивались самые разные факторы, от пандемии до особенностей законодательства. И если пандемия прошла, то строгие законы с точки зрения велосипедных гонок в России критически осложняли задачу.
Запрещено, к примеру, проводить соревнования, если отсутствует трасса-дублёр, которая будет открыта на время предполагаемого перекрытия выделенной для гонки дороги. Однако вокруг Ладоги половина дорог не имеет дублёров — по сути, шанс провести в регионе шоссейную велогонку это свело к нулю.
И не только на Северо-Западе: за последние три десятка лет дорожное строительство в принципе не предусматривало подобных проектов, как это делается, к примеру, в Финляндии, где старая дорога оставляется как дублёр при строительстве новой.
В России, по словам организаторов, зачастую строительство шло по пути наименьшего сопротивления: линию прокладывали там, где нравится, и старый путь таким образом перекрывался новым. Это главный фактор, который делает организацию любого мероприятия на трассе если не нереальной, то крайне тернистой.
Однако в итоге гонку удалось отрегулировать так, что многодневка с участием 60 спортсменов не парализовала движение и прошла без каких-либо задержек на пути. Кроме того, маршрут включал 26 переездов, и РЖД привлекли все свои структуры, которые усилили переезды личным составом регулировщиков и скорректировали скорость прохождения переездов.
Наконец, очень хорошо показали себя регионы, отмечают организаторы. Без слаженных отношений провести гонку было бы невозможно.
Одна из стратегических задач велогонки — экологическая. Ладога находится не в лучшем состоянии, и "Золото Ладоги" (как и все другие проекты "Ладога Фест") ставит целью привлечь внимание к экологии озера, повышению качества воды в нём, сохранению его экосистемы, разнообразию жизни в системе уникального водоёма.
Значимая миссия Фестиваля — популяризация знаний о Ладоге, о тех исторических и природных особенностях, которые делают её исключительным мировым явлением. Поэтому в проекте есть не только спортивный совет, но и научно-экспертный, председателем которого был нобелевский лауреат Жорес Алфёров до своей смерти в 2019 году. В совет входят ведущие российские и петербургские эксперты.
"Золото Ладоги" стало уникальным событием и с точки зрения спорта, и для представления региона, и в экономическом срезе. В ней приняли участие более 200 человек, включая 60 спортсменов, которые двигались через Ладогу на протяжении девяти дней.
За эстетикой постоянной смены локаций стояла напряжённая организаторская и логистическая работа. 200 человек включило в себя только дебютное мероприятие, в дальнейшем число участников будет быстро расти.
"Это сильно повышает узнаваемость региона, потому что велоспорт красив и эффектен. "Золото Ладоги" будет разрастаться и превратится в аналог уже известных международных гонок, а такие мероприятия всегда несут с собой не только спорт, — объясняет Всеволод Шевелёв. — Возможно, в следующем году приедут более 100 спортсменов и в несколько раз больше человек персонала. Когда такое количество людей собирается вместе и перемещается вокруг Ладоги 10 дней, занимая всё жилье, которое только доступно, возбуждая отложенный спрос, показывая, что регион живёт, в нём происходят громкие события, это является однозначно позитивным для его туристического, и экономического развития".
В депрессивном регионе, из которого жители уезжают, подобные события дают возможность создания дополнительных рабочих мест и в целом мотивируют оставаться там, где вдруг начинает кипеть активность, появляется секция или спортшкола. Ещё один положительный эффект — в том, что масштабная шоссейная гонка побуждает улучшать качество дорог, особенно там, где она проходит.
Состояние путей стало одной из причин того, почему проведение "Золота Ладоги" стало возможным только сейчас. В этом плане тем более важно, что протяжённость гонки планируется увеличить: сейчас она прошла на 1 тысяче километров, в ближайших планах — распространить её на 3 тысячи, а через 3–4 года — и на весь Северо-Запад.
Ожидается и значительное расширение состава стран-участниц. Если в этом году были представители ОАЭ, то в следующем ожидаются уже многочисленные арабские и африканские страны. Обращает на себя внимание, что привлекаются гонщики из государств, которые не совсем привычны для нас. Всеволод Шевелёв уверен: для спорта это хорошо.
"Европейский и международный спорт изменился заметно и не в лучшую сторону, мы все понимаем, чем стали олимпиады и многие другие соревнования высокого уровня: они превратились в политику. Политизация спорта неприемлема, — говорит Шевелёв. — Поэтому истории, подобные "Золоту Ладоги", очень позитивные. Они совсем по-другому смотрятся, будущее — за ними".
При этом он не исключает, что со временем к событию начнут присоединяться и европейские страны.
После дебютной гонки все спортсмены дали отличную обратную связь. 98% участников мероприятия впервые побывали на Ладоге, и оказались потрясены тем, как многого не знали о собственной стране. Готовность приехать снова они выразили немедленно, и даже не ради самого спорта, но ради той великолепной северной красоты, которая открылась перед ними.