Шашечки или объехать: перевозчики и водители с опаской готовятся к реформе такси

Реформа такси позволит самозанятым напрямую работать с агрегаторами и не платить комиссию посредникам. Но требования для получения лицензии могут не облегчить работу, а только увести отрасль "в тень".

Ровно через месяц, с 1 сентября, вступает в силу федеральный закон № 580 от 29 декабря 2022 года, трансформирующий систему государственного регулирования рынка такси в России. Ключевым изменением станет предоставление самозанятым гражданам права получать разрешение на перевозку пассажиров.
По ныне действующим нормам такой возможностью обладают только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Гражданам, чтобы заняться извозом, приходится работать через них. С сентября это промежуточное звено окажется необязательным. Самозанятые смогут не отдавать комиссию посредникам и станут напрямую платить налоги.

Остаётся надеяться на себя

В реальности, однако, всё оказывается не так просто, так как на них лягут и новые обязанности. Один из главных факторов, который, вероятно, помешает многим получить лицензию, — необходимость оформления ОСАГО для такси.
Формально и сейчас перевозчики должны обладать страховкой со специальной отметкой. Но для получения лицензии её предоставлять не требуется. На практике можно выйти на линию с обычным полисом для физлица, рискуя, конечно, столкнуться с претензиями со стороны страховщика в случае ДТП.
Новое законодательство предполагает создание трёх реестров — перевозчиков, автомобилей и служб такси. Чтобы получить лицензию перевозчика, потребуется предоставить выписку, подтверждающую включение транспортного средства заявителя в соответствующий список. Но без ОСАГО для такси машина в этот перечень не попадёт. Таким образом, выехать на дорогу без документа возможности не останется.
Но уже сейчас цены на договоры взлетели до небес, заявляет исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская. "По некоторым регионам стоимость достигает 140 тыс. рублей. Таксисты же начали “голосовать ногами” и либо вообще не оформляют эти договоры, либо заключают как физические лица. Теперь этот документ становится необходим, а проблема с его ценой не решена", — объясняет эксперт.
Положения закона сложно реализовать, особенно в удалённых регионах, рассказывают в пресс–службе "Ситимобил". "Страховые компании препятствуют лёгкому и законному получению ОСАГО для такси. Те водители, которые всё–таки смогли застраховать авто, столкнулись с крупными расходами — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от марки и модели, прописки водителя", — сообщают в компании.
Вдобавок через год, с 1 сентября 2024–го, для легковых такси станет необходимо дополнительно оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). По ним выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам предусмотрены в пределах 2 млн рублей, тогда как потолок для ОСАГО — 500 тыс. "Нас заверяют, что это будет стоить не больше 5 тыс. рублей в год, хотя при текущих ценах на ОСАГО это тоже много", — считает Наталия Лозинская.

С заботой о здоровье

Помимо этого самозанятых водителей никто не освобождает от необходимости проходить пред– и послерейсовые медицинские осмотры и контроль технического состояния транспорта. Здесь вопрос безопасности пассажиров вступает в противоречие с самой идеей частного извоза — возможностью подбирать заказы по своему усмотрению в любое время.
Скорее всего, самозанятые в итоге окажутся "прикреплены" к какому–то из таксопарков, где будут проходить медкомиссию, полагает руководитель отдела рекламы и маркетинга "Такси 068" Максим Иванченко. "Почти во всех крупных парках имеется собственный врач. Если у маленькой компании медработника нет, то её сотрудники приезжают и за небольшую сумму проходят осмотр", — рассказывает он.
В действительности многие шофёры, работающие сами на себя, вовсе не проходят никаких комиссий. В 2019 году "Российская газета" сообщала, что даже в Москве найти таксопарк с медиком в штате, который каждый день проверял бы водителей, оказывается нетривиальной задачей. Частникам проще купить набор проштампованных путевых листов. Компаний, предоставляющих такие услуги, предостаточно.
Выйти на рейс в Петербурге легко можно безо всяких формальностей, убедился корреспондент "ДП", которому по первому же объявлению в интернете согласились предоставить готовые путевые листы на 30 дней всего за 500 рублей.
Что замотивирует самозанятых тратить время и порядка 150 рублей за осмотр для каждого выхода на линию вместо покупки такого "абонемента", сказать трудно.

Конец разнообразию

Часть вопросов реформы российские власти отдали на откуп регионам. Так, в Петербурге утвердили единый облик такси — основной белый цвет со светоотражающей жёлтой полосой по всему боку кузова. Кроме того, в городе постепенно будут ужесточать требования к экологическому классу машин (в федеральном законе этого требования нет). С 1 сентября лицензии смогут получить только авто с классом не ниже Euro–3, через год — от Euro–4, а с сентября 2026 года — только от Euro–5 и выше.
При этом описанную в федеральном законе процедуру аттестации водителей на знание расположения на территории региона объектов транспортной инфраструктуры, памятников культуры, медицинских организаций и других объектов в Петербурге проводить не будут, сообщили "ДП" в комитете по транспорту города.
Отметим, что уже действующие лицензии на перевозку после 1 сентября отзывать не будут. Но после истечения их срока переоформлять документы придётся по новым правилам.

За сколько до центра?

Конечного потребителя, скорее всего, ожидает повышение тарифов, но на какую величину, пока сказать нельзя.
Сервис "Максим" 31 июля протестировал применение нового закона в Иркутской области. С 6 до 9 часов утра в нескольких городах региона компания закрыла доступ к заказам водителям, которые не соответствуют требованиям реформы (наличие специального ОСАГО для такси не учитывалось, так как он имеется только у мизерного числа людей).
В итоге наступил паралич. Оставшиеся машины приняли 1,2% поступивших заказов, а цены на поездки выросли в 5–6 раз. По оценкам сервиса, не менее 95% водителей с 1 сентября потеряют возможность сотрудничать с агрегаторами.
Представитель Общественного совета по развитию такси в Санкт–Петербурге и Ленинградской области Андрей Белов в середине июля прогнозировал, что за оттоком водителей последует рост тарифов минимум в 1,5 раза. По его словам, около 80–90% таксистов в регионе работают на своих машинах, 70% — без специального ОСАГО. Им будет проще уйти в тень, чем платить за перекраску и страховку авто.
Возможно, некоторые не захотят брать на себя дополнительные финансовые обязательства, предпочтя "серый" заработок, полагает специалист юридической компании "Интерцессия" Анастасия Чумак.
Максим Иванченко считает, что принципиально расклад в сфере в долгосрочной перспективе вряд ли сильно скорректируется. "Всем легальным перевозчикам нужно будет время подстроиться под закон, а для нелегальных ничего не поменяется", — говорит он.
Новый закон о такси значительно упростит вход в профессию для тысяч водителей, поскольку даст право самозанятым напрямую и без оформления статуса ИП сотрудничать с агрегаторами. Приток самозанятых в отрасль — это и возможность дать заработок сотням тысяч людей, и способ преодолеть нехватку водителей при постоянно растущем спросе на услуги такси. Также впервые вводятся понятие агрегатора и меры его ответственности, в том числе на случай ДТП. Обязательное страхование ОСГОП должно вступить в силу с сентября 2024 года, однако уже сейчас все участники всех поездок в сервисе страхуются на сумму до 2 млн рублей на человека, поэтому уровень безопасности и реагирования на инциденты уже соответствует принципам будущего регулирования. Сейчас страхование обеспечивает сервис, и важно, чтобы появление ОСГОП не стало чрезмерной финансовой нагрузкой для партнёров, — условия его тарификации для отрасли ещё в проработке.
Светлана Ястребова
представитель "Яндекс.Такси"
Вводимые законодательные требования относительно водителей такси, конечно, будут соблюдаться крупными участниками рынка перевозок. Что касается самозанятых водителей, то здесь вопрос открытый. В любом случае нам следует ожидать повышения цен на поездки, ведь расходная часть бизнеса ложится на плечи потребителя. Объём миграции бизнеса перевозок в серую зону начал увеличиваться ещё весной этого года. В последнее время в отношении водителей такси приняты и продолжают приниматься новые меры контроля. Это, конечно, неплохо, так как положительно сказывается на безопасности пассажиров, но следует понимать, что результатом таких мер будет рост доли нелегальных такси, повышение числа ДТП, всё большее количество фактов подделки страховых полисов. И выход не столько в повышении цен на поездку, сколько в повышении заработной платы таксистам при увеличении требований к ним.
Артём Яблоков
партнёр юридической компании "Братья Яблоковы"
Принятые изменения, безусловно, делают перевозку пассажиров более безопасной, но есть вероятность, что такие меры будут реализованы за счёт кошелька клиентов и приведут к ощутимому росту стоимости поездок на такси. Ужесточение требований может "перекрыть воздух" и привести к банкротству небольшие таксопарки, расположенные, например, в посёлках городского типа, где цены на такси и средний уровень жизни гораздо ниже, чем в крупных городах. Среди водителей распространена практика аренды машин для оказания своих услуг. Так, в год они могут арендовать более десяти разных авто для осуществления перевозок, в связи с чем введение дополнительного обязательного вида страхования станет для них неподъёмным. В таком случае существуют большие риски, что огромное количество самозанятых таксистов будут вынуждены либо полностью прекратить деятельность, либо уйти в серую зону.
Дарья Филина
партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business