Оригинальный контент стал главным драйвером развития онлайн–кинотеатров

Автор фото: freepik.com

Основным драйвером развития российских онлайн–кинотеатров стало производство оригинального контента. Зарабатывают на этом и отечественные киностудии.

Общее количество подписчиков российских онлайн–кинотеатров достигло 37 млн человек, подсчитали аналитики Telecom Daily.
Наибольшее количество у "Кинопоиска" — 9,1 млн. У него же самый высокий процент платных пользователей — 76%. На втором месте располагается "Иви" — 7,2 млн подписчиков, из которых платят за сервис 54%. На третьем Okko — 5 млн (66% платных подписчиков). У онлайн–кинотеатра more.tv 1,3 млн пользователей, доля платных подписчиков составляет 46%. Наибольшая доля рынка также принадлежит "Кинопоиску" — 28,2%. "Иви" удерживает 16,2% рынка, а Okko — 13,5%. Далее идут Wink с 11,9% и Kion с 9,6%, more.tv занимает 3,7% рынка.
Также аналитики оценили удовлетворённость пользователей сервисом онлайн–кинотеатров, опросив 10 тыс. человек. Большинство игроков получили равные результаты: сразу 11 из них набрали от 4,18 до 4,41 балла. Лучшие результаты у Start — 4,41 из пяти возможных. Далее идут "Кинопоиск" (4,37), Premier (4,35), Okko (4,28) и Kion (4,26).
Большинству респондентов при выборе онлайн–кинотеатра важны хорошее качество изображения и звука (52,6%), доступная стоимость подписки (50,1%). 46,2% хотят, чтобы в онлайн–кинотеатре было минимум рекламы, для 38,2% важна возможность смотреть контент бесплатно, а для 37,5% — максимально широкий выбор новинок.

Расходы пополам

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков рассказал, что российские онлайн–кинотеатры продолжают активно наращивать аудиторию даже в постпандемийный период. Главная причина — большое количество оригинального контента, то есть сериалов, кино и мультфильмов, которые они заказывают эксклюзивно для своей платформы.
"По итогам 2023 года по количеству подписчиков российские онлайн–кинотеатры за счёт этого выйдут в большой плюс", — добавил Кусков.
Генеральный продюсер кинокомпании "Гамма" Виктор Будилов рассказал "ДП", что в производстве нового оригинального контента сильно заинтересованы и студии. Например, сама "Гамма" сотрудничала с онлайн–кинотеатром Premier.
"Это существенная часть рынка, в которую все стремятся попасть и получить там долю. В этом плане рынок не отличается от западного, где поступают точно так же. Сейчас российские онлайн–кинотеатры подписывают долгосрочные эксклюзивные контракты со студиями на определённый объём контента. Такие контракты подписал целый ряд крупных игроков, например студия “Среда”. Кроме того, такие контракты подписываются с ведущими режиссёрами и артистами. Контракт может подразумевать, например, количество произведённых часов контента", — поделился продюсер.
Такое сотрудничество является выгодным для обеих сторон: кинотеатры получают оригинальный контент, которым можно привлекать зрителя на сервис, а студии — финансирование и долгосрочную гарантированную работу. Кроме того, часто продвижение таких сериалов и фильмов кинотеатры берут на себя.
"Каждая из сторон, как следствие, снижает свои затраты. Например, вы производите сериал и он стоит определённое количество рублей. Права на эфирный показ принадлежат телеканалу, права на диджитал–распространение — онлайн–кинотеатру. Обе стороны вкладывают деньги в проект пополам. Кроме того, иногда для создания оригинального контента могут привлекаться различные финансовые институты: Фонд кино, Институт развития интернета и т. д.", — поясняет Будилов.

Привыкли к новинкам

После пандемии у людей появилась некая психологическая привычка смотреть фильмы дома и постоянно получать какие–либо киноновинки нон–стоп, обращает внимание Теххи Полонская, руководитель маркетингового агентства "Брусника".
"Растёт процент людей, которые привыкли жить без классического телевидения и смотрят видеоконтент только онлайн. Эти тренды позволяют удерживать интерес к российским онлайн–кинотеатрам, даже несмотря на то что количество западных фильмов и сериалов на них снижается", — добавляет она.
Кроме того, в России стали недоступны из–за сложностей с оплатой западные онлайн–платформы с кино, такие как Netflix. Это заставило россиян переключиться на отечественные платформы.
"Какое–то время количество платных подписчиков у кинотеатров будет расти или сохраняться на прежнем уровне, потому что западные киноновинки всё равно сложно найти даже на пиратских сайтах, а привычка смотреть что–то свежее и новое у людей сохранилась", — заключает Полонская.