Бурение скважин в Петербурге и Ленобласти может создать массу проблем

Автор фото: Александр Колбасов/ТАСС

Далеко не все частные дома подключены к источникам централизованного водоснабжения. Владельцы решают проблему, пробуривая скважины, тем самым принимают на себя риски — как экологические, так и правовые.

Рынок предлагает широкий спектр предложений по бурению скважин. Цены — несколько тысяч рублей за метр — меняются в зависимости от глубины бурения и спектра сопутствующих услуг, например прокладки водоводов, мощности насосов и т. д.
Глубина скважины почти не зависит от локации участка. Главное — добраться до пласта подземных вод. Глубину их залегания определяют геологические условия. Поэтому практически во всех районах Ленинградской области глубина скважин сильно колеблется — от 10 до 100–200 метров, хотя статистически в Волосовском районе разброс показателей меньше — 15–40 метров, а в Волховском и Всеволожском — больше, 15–230 метров.
Ошибочно считать, что чем глубже скважина, тем лучше в ней вода. Существует общая закономерность, что при увеличении глубины минерализация воды, то есть наличие в ней примесей, тоже будет расти. Конечно, многое зависит от характера пород, в которых протекает подземная река, но в целом закономерность работает. Точно так же если скважина будет неглубокой, то её питание будут обеспечивать грунтовые, подверженные загрязнению от поверхностных источников воды. Поэтому при выборе глубины приходится полагаться на профессионализм проводящей буровые работы компании и на ту информацию о залегающих водных линзах и их изолированности от влияния паводковых и дождевых вод, которой она обладает.
Правовые вопросы бурения скважины по идее должны быть для собственника участка самыми первыми, которые он должен поставить перед собой, но на практике довольно часто этими вопросами начинают заниматься постфактум. Например, после того как на земельном участке появляется инспектор, а вместе с ним претензии, штрафные санкции и т. д.
В чём юридическая сложность с эксплуатацией подземных вод? Дело в том, что земельный участок, находясь в собственности, тем не менее не даёт его хозяину права самовольно пользоваться земными недрами, а подземные воды относятся к полезным ископаемым точно так же, как нефть и газ. И их эксплуатация регулируется законом "О недрах".
Но почему колодец использовать можно, а подземные воды требуют получения лицензии? Потому что колодец наполняется в основном поверхностными — талыми и дождевыми — водами, циркулирующими в верхних пластах земли. Подземные же воды требуют лицензирования, так как находятся глубже и свободно не смешиваются с грунтовыми (именно поэтому расход воды и химический состав подземных вод относительно постоянен в отличие от воды в колодцах). Разумеется, вода под землёй появляется не сама собой и тоже когда–то была дождевой или талой, но это было давно или даже территориально в другом месте, поэтому подземные воды, за годы жизни в недрах приобретя специфический, отличный от вод поверхностных состав, тем самым приобретают черты полезного ископаемого. Чем глубже залегают воды, тем, как правило, более они изолированы.
Может, тогда просто бурить неглубоко и проблем с законом не будет? Отчасти в такой постановке вопроса есть определённый смысл. Однако нет какой–то одной цифры, которая однозначно гарантировала бы, что, производя бурение до данной глубины, можно не иметь проблем с государством. Если подземный пласт, до которого вы добурились, подключён к центральным системам водоснабжения, то, даже если он залегает относительно неглубоко, ваши действия по эксплуатации собственной скважины, в случае несоблюдения санитарных норм, могут представлять угрозу для этого населённого пункта.
Другим важным критерием в классификации скважин является её дебит, то есть объём воды, которую она даёт. Частное лицо может бурить скважину при условии, что суточный объём потребления не будет превышать 100 м3 в сутки.
И наконец, физическим лицам лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод) не выдают, соответственно, продавать воду из своей скважины они тоже не имеют права.
Специалисты говорят: чтобы оставаться в правовом поле, коттеджному посёлку или садоводству следует озаботиться получением лицензии на извлечение подземных вод как юридическому лицу. В этом случае на скважине будет установлен счётчик для измерения объёмов потребления и члены товарищества или жители посёлка смогут получать воду по внутрисадоводческой разводке.
Лицензии на скважины с дебитом до 500 м3 в сутки получают в комитете по природным ресурсам Ленобласти или комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга соответственно. На скважины с дебитом более 500 м3 в сутки лицензию получают в федеральной структуре (Севзапнедра). Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, за пользование подземными водами без лицензии налагается штраф на юридические лица от 800 тыс. до 1 млн рублей, для физических лиц санкции не так велики — 3–5 тыс., но главный убыток будет в том, что скважину заставят затампонировать за свой счёт, потраченные на её создание средства не вернут.
Однако мало просто получить лицензию на пользование недрами. Эксплуатация скважины предполагает соблюдение условий, на основании которых она выдана. В частности, садоводству нужно будет создать вокруг скважины зону санитарной охраны, которая состоит из трёх поясов с ограничениями разной степени строгости. Даже у защищённого источника радиус такой зоны может составлять 15 метров.
При несоблюдении условий, на основании которых выдана лицензия, согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ юрлицо могут оштрафовать на 500 тыс. рублей. При этом состав правонарушения по ст. 7.3 КоАП РФ не единственный, который может грозить хозяевам скважины. Штраф 100 тыс. рублей может быть наложен за отсутствие необходимой документации по ст. 8.1 КоАП РФ, а ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ сулит приостановку работы скважины на срок до 90 суток.
Если же качество подземных вод, от которых запитан водопровод ближайшего посёлка, ухудшится, то это классифицируется как ущерб здоровью граждан и потенциальная необходимость поиска нового источника водоснабжения для населённого пункта или установки более дорогостоящей системы очистки. Учитывая масштаб причинённого ущерба, халатность при эксплуатации собственной скважины может вылиться в уголовное дело.
Чтобы вышеуказанных проблем не возникало, стоит сделать запрос в органы исполнительной власти. В муниципалитете должна быть информация о том, из каких источников осуществляется водоснабжение населения. Если же местная власть не будет обладать всей полнотой информации по запросу, то обращение будет переслано на вышестоящий уровень.

Чистота источника

В эпоху глобальных и локальных экологических рисков вряд ли кто–то решится пить воду, не проведя анализа её химического состава. Плюс воды из скважины, которая пробурена ниже уровня грунтовых вод, в том, что химический состав её достаточно стабилен. У неглубокой скважины химический состав, точно так же как у колодца, зависит от грунтовых вод, так что в данном случае необходимо проведение бактериологического анализа, а также анализа на наличие нитритов и нитратов.
Вместе с тем не стоит ломать голову над определяемыми веществами. Лаборатории, как правило, сами предложат необходимый для анализа перечень, а от потребителя потребуется только информация о месте и глубине скважины, характере использования воды (для питья или только для технических нужд). Стоимость анализа будет колебаться в зависимости от количества измеряемых показателей (в среднем от 1 тыс. до 9 тыс. рублей). Минимальный перечень предполагает анализ наличия самых распространённых поллютантов, а расширенный включает вещества, которые измеряют "на всякий случай". Для частных скважин рекомендуется проводить анализ раз в несколько лет.