Предсказано выжить: рынок рекламы Петербурга справился с турбулентностью

Автор фото: Ковалев Петр

Петербургский рынок рекламы не оправдал худшие ожидания и в достатке вышел из турбулентности.

Живучие сети

Интернет–реклама по итогам первого полугодия 2023 года показала уверенный рост 15% к аналогичному периоду 2022 года. Сегмент нарастил доходы до 23,12 млрд рублей. В силу специфики оценки интернет–рекламы в данной цифре учтена вся реклама, которую видят жители Петербурга, — и федеральная, и региональная. Другие сегменты рекламного рынка заработали 3,29 млрд рублей, но в их оценке учитывается только региональная, "питерская" составляющая, то есть деньги рекламодателей, которые выделяются строго на региональную рекламу в Санкт–Петербурге без учёта просмотра петербуржцами федеральной рекламы. Поэтому прямое сравнение интернета и прочих сегментов на рынке города некорректно. Чаще всего предпочитают продвижение в интернете рекламодатели из недвижимости, e–commerce, медицины, сферы развлечений и авто.
По данным Северо–Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), основной рост произошёл в сегменте branding и на маркетплейсах, в то время как в performance темпы прироста сегмента сократились из–за дефицита трафика в performance–каналах и роста стоимости заявки.
Вместе с тем на динамику объёма рекламы в интернете продолжают оказывать негативное влияние два фактора. Во–первых, недоступность части рекламного инвентаря из–за ухода в 2022 году с рынка нескольких значимых рекламных каналов (Google, YouTube и ряда соцсетей). Во–вторых, как отмечают в АКАР, ощущается негативное влияние закона о маркировке интернет–рекламы. Впрочем, во втором полугодии эксперты АКАР прогнозируют рост интернет–сегмента на 10–15% относительно аналогичного периода прошлого года.

Цифровые окна роста

В сегменте наружной рекламы усиливается тенденция замены статичных конструкций на диджитал–инвентарь, что упрощает технологию размещения для рекламодателей за счёт внедрения programmatic–продаж. Это позволяет снизить минимальный чек и делает наружную рекламу доступнее для МСП. Рекламодатели также ценят цифровую наружку за быстрый запуск кампании и оперативную корректировку содержимого. По данным, предоставленным АКАР Северо–Запад, в Петербурге зафиксировано уже более 600 экранов. К слову, год назад их было 487.
В этом году объём рынка в сегменте стационарной наружной рекламы показал рост на 35% к первому полугодию 2022 года и составил 1,91 млрд рублей. Среди ключевых рекламодателей не только девелоперы и оптово–розничная торговля, но ещё туризм и развлечения, финансы и банки, а также интернет–услуги. Пока бумага становится дорогим удовольствием, цифровые мониторы появляются и в общественном транспорте. Этому тренду способствовала и транспортная реформа, которая изменила вид наземного транспорта города. Транзитная реклама, которую видят завсегдатаи метро, пассажиры "Сапсанов" и "Ласточек", посетители Пулково, по сравнению с первым полугодием 2022 года выросла на 7%, что в денежном эквиваленте равно 653 млн рублей.

Читать, смотреть, слышать

Среди традиционных каналов размещения наиболее успешно показывает себя радио: доля прямых продаж растёт, а объём рекламы увеличился до 432 млн рублей, которые принесли рекламодатели из сферы недвижимости, ретейла, медицины, авто и сопутствующих товаров. Кроме того, среди рекламодателей усилились букмекерские компании.
Оценка объёма и динамики ТВ–рекламного рынка не проводилась в силу того, что сейчас формируются новые подходы к сегментации и методике расчёта объёмов рекламного рынка. Как отмечают эксперты, в первом полугодии текущего года в целом на телерекламном рынке Петербурга наблюдался двузначный рост продаж. Таким образом, ТВ остаётся эффективным инструментом для решения задач рекламодателей, предоставляя качественные контакты с максимальным охватом аудитории по оптимальной цене. Это подтверждают рекламодатели, которые выбирают ТВ для своего продвижения. Количество новых и вернувшихся рекламодателей увеличилось на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Топ–3 товарных категорий — недвижимость, ретейл и медицинские услуги — сохранил свои позиции с прошлого года и продолжает активное размещение на ТВ, при этом отмечается значительный рост размещения категорий развлекательных мероприятий, фармы и продуктов питания.
Неизменно берёт не количеством, но элитарностью сегмент прессы. Здесь объёмы рекламы по итогам первого полугодия текущего года составили 297 млн рублей.
Чаще всего этот сегмент размещения используют локальные рекламодатели — их доля составила 85%. Стабильно для продвижения прессу выбирают рекламодатели из медицины, недвижимости, ретейла и авто.