Поисковые запросы показали реакцию бизнеса на шоки в различных регионах

Автор фото: Jamie Street/unsplash
Новый метод оперативной оценки деловой активности на основе анализа поисковых запросов выявил, в каких регионах бизнес наиболее сильно реагировал на коронавирусный и санкционный кризисы.
Метод разработали специалисты Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ. Он отличается тем, что позволяет изучать настроения бизнеса по отдельным регионам. Для проверки использовались данные за 2016–2022 годы. Выяснилось, что наиболее активно отзывается на кризис население богатых регионов и регионов с диверсифицированной экономикой.
Менее развитые аграрные и сырьевые регионы показали почти полное отсутствие колебаний в ожиданиях бизнеса: причина в том, что в таких местах предприниматели просто выживают и находятся в состоянии перманентного кризиса.
Особенно живо реагировали на санкционный и ковидный экономические кризисы Петербург и Москва, Татарстан, Краснодарский край, Ростовская и Нижегородская области.
Ожидания бизнеса замеряются при помощи анализа запросов по 24 поисковым терминам. Среди них "курс рубля", "ипотека", "ключевая ставка", "инфляция", "криптовалюта", "фондовый рынок", "финансовый кризис". Сперва исследователи выгрузили порядка 9 тыс. новостей со словами "ожидания" и/или "неопределенность".
Затем их обработали и создали топ-500 самых часто встречающихся терминов. Их сопоставили с числом запросов этих терминов в "Яндексе", отфильтровав контексты по подходящим для целей индекса значениям. То, насколько интенсивны запросы, показывает остроту реакции на кризис.
При таком методе анализировать данные можно на уровне отдельных регионов: для сравнения, другие индексы рисуют картину по всей стране в целом, приводит описание разработчиков РБК. К тому же, анализ поисковых запросов дешевле и быстрее и оперативнее, чем проведение опроса.