"Большая Ладога": парусный спорт на русском Севере

В конце лета на Северо-Западе России состоялась многодневная парусная регата "Большая Ладога" — грандиозное событие, значимость которого вышла далеко за пределы региона.

Событие развернулось на фоне неповторимых пейзажей Ладожского озера, в атмосфере настоящего приключения. Поклонники парусного спорта со всей страны за неделю прошли более 200 морских миль — отличный туристическо-спортивный показатель, учитывая, что в регате приняли участие не только профессионалы, но и любители.

Что ждёт яхтинг в северных широтах

Регату "Большая Ладога" проводит её организатор, проект "Ладога Фест", c 2019 года. Помимо спортивной задачи, у неё есть экологическая (как и у всех остальных стартов в рамках этого проекта) и стратегическая — развитие яхтенной инфраструктуры Приладожья.
Сейчас её состояние значительно отстаёт от того, которое необходимо для полноценного развития парусного спорта и туризма в России. Количество марин вокруг Ладоги можно буквально пересчитать по пальцам, а тех, которые дают элементарный перечень услуг, ещё меньше.
Достаточно сказать, что на Ладоге находятся всего три заправки: в посёлке Морозова, в бухте Владимировской и в Сортавале, при том, что моторы есть на всех современных парусных яхтах.
Для сравнения: в одном из лидирующих яхтенных регионов мира, Хорватии, есть более двухсот марин, которые находятся на расстоянии порядка 20 миль друг от друга. Это является классическим расстоянием для перехода непрофессиональных экипажей и в значительной степени содействует эволюции яхтенного спорта и туризма.
Улучшенная и продуманная инфраструктура, предназначенная для спортсменов различного уровня подготовки, способствует прогрессу яхтинга во всём регионе и, шире, по стране. Организаторы регаты рассказывают: профессиональные яхтсмены из числа настоящих экстремалов могут идти по воде сутки, но 90% тех, кто встают под парус, — это туристы, которые не имеют высоких навыков.
Однако именно они дают основной источник активности и доходов для всей прибрежной инфраструктуры. Когда люди увлечённо путешествуют на яхте, они уходят на неделю или на месяц, и задача — создать условия для обеспечения такого рода туризма.
На первый взгляд, яхтенный сезон на российском Северо-Западе слишком короткий, чтобы у этого вида спорта были здесь существенные перспективы.
"Сезон действительно недолгий — но зато гораздо более насыщенный, — говорит руководитель проектов фонда Росконгресс Всеволод Шевелёв. – Люди ждут этого сезона, и когда он наступает, используют его по максимуму. В отличие, например, от тех же сезонов Средиземноморья. Развитие яхтенной инфраструктуры — кропотливый труд людей, которые вкладывают в него свои средства, видят перспективу и ждут, когда она окупится. Поэтому мы благодарны и яхтсменам, которые развивают в нашем регионе этот вид спорта, и всем, кто помогает в решении этой задачи".
Так, в 2021 году в бухте Владимировской удалось собрать представителей региональных властей, более 30 владельцев марин и бухт Приладожья, больших и некрупных яхтенных стоянок. Та конструктивная встреча во многом определила поступательное движение в развитии яхтенной инфраструктуры Ленинградской области и Карелии.

Выгодно ли инвестировать в яхтинг

Яхтенный спорт не является массовой дисциплиной, поэтому закономерен вопрос, насколько выгодно вкладываться в него и какова окупаемость проектов.
У каждой дисциплины есть свои почитатели, включая тех, кто видит в ней смысл жизни, рассказывает Всеволод Шевелёв. Даже несмотря на то, что яхтинг из них не самая простая, с точки зрения инвестиций правильно организованные потоки несут вполне убедительный экономический эффект:
"Чтобы оценить инвестиционный потенциал парусного спорта, достаточно посмотреть на находящиеся в тех же климатических условиях развитые инфраструктуры Финляндии, Швеции и Прибалтики. По ним видно, насколько велик этот сегмент экономики. Поэтому у яхтинга очень внушительный потенциал роста".
Чтобы этот потенциал реализовать, нужна консолидация властей, спортивного сообщества и бизнеса. Устроители регаты занимаются такой консолидацией сил уже шестой год.
За это время событие расширилось, в том числе, географически: в нём начали участвовать яхтсмены из столичного региона, очень привлекательного направления — по подсчётам организаторов, только в Московской области есть несколько тысяч парусных яхт — потенциальных участников. Оргвзносы при этом минимизированы до символических размеров, чтобы дать возможность включиться в регату всем желающим.
Значительно доступнее делают регату её партнёры, которые предоставляют бесплатную стоянку и помогают проводить состязание, насколько это в их силах. К примеру, бухта Осиновец проявила стопроцентную готовность к тому, чтобы принять у себя старт регаты, и только обмелевший фарватер не позволил начать из этой точки.
Список тех, кто берёт на себя труд и ответственность содействовать проведению "Большой Ладоги", включает от принимающих её отелей и баз до настоятелей Коневецкого и Валаамского монастырей. Все эти люди делают участие в регате экономически доступным. Вместе с тем, есть и другой фактор — который сильно поднимает цену.

Нерешённая проблема морской столицы России

Вопрос численности регаты — в большой степени вопрос её цены, уверены в "Ладога Фест". Огромную экономическую нагрузку на яхтсменов накладывает проблема прохода яхт из Финского залива в Ладогу — эта услуга стоит очень дорого.
Когда яхта сходила в Ладогу и обратно, она заплатила десятки тысяч только за то, что прошла под разведёнными мостами, объясняет Всеволод Шевелёв.
На первый взгляд, можно предложить хозяевам яхт менее затратный вариант: снимать мачту перед проходом под мостами и потом ставить её обратно. Но чтобы проводить такие операции, требуется серьёзный уровень профессионализма и особая техника — например, поставить мачту обратно на место невозможно без специального крана.
"Это является тяжелейшим барьером для развития яхтенного спорта и туризма, значительным препятствием для движения яхт между Балтикой и всем северо-западным бассейном, — объясняет Шевелёв. — Высокая стоимость проводки связана со сложным фарватером, ночным прохождением (по воде идёт больше количество грузового транспорта, между которым надо провести малые суда) и наличием лоцмана на борту у каждой яхты по правилам "Волго-Балта". Но: проход всех шлюзов в России (к примеру, того же Беломокорканала) для яхтсменов бесплатный.
Нужно искать компромисс и делать Ладогу доступной для яхтсменов, не ставить перед ними такой барьер. Если "Волго-Балт" не может скомпенсировать эти затраты, возможно, их возьмёт на себя Петербург. Допустимы и другие варианты, например, поиск окна, в которое на фарватер ложится минимальная нагрузка со стороны грузовых судов. В любом случае, эта проблема остаётся нерешённой только в морской столице России".

Единый календарь

Единый календарь яхтенных событий — ещё одно обязательное условие для развития этого вида спорта, считают в "Ладога Фест".
Когда сроки проведения регат у разных организаторов пересекаются, это создаёт ненужную конкуренцию за достаточно небольшой яхтенный флот северного региона, которому сейчас необходимо, прежде всего, развитие — достигнув его, можно будет смело конкурировать во всю силу, считают организаторы "Большой Ладоги".
Если же выстроить график так, чтобы мероприятия не накладывались друг на друга, это даст возможность яхтсменам посетить большее число событий.

"Ладога Фест": не только регата

"Большая Ладога" проходит в рамках большого спортивно-туристического проекта "Ладога Фест", который объединяет порядка 50 дисциплин физкультуры и спорта. Помимо регаты, в рамках серии мероприятий этим летом прошли и другие события.
Северная ходьба включила в себя как дистанции на 4, 8, 20 и 40 км, так и детские старты на 0,5, 1 и 2 км — участники также шли вокруг Ладоги. Это очень многочисленный фестиваль, который проводится в союзе с Федерацией северной (скандинавской) ходьбы Карелии.
Дети также принимали участие в походе Клуба юных полярников. Экспедиционно-походная группа проводила водную маршрутную экспедицию на севере Ладоги, в районе островов Кухка, Кильписсарет и Путсаари — по исключительно красивому маршруту в самом глубоководном месте Ладоги. Трейлраннинг (бег по пересечённой местности) вокруг Ладоги, по Коровьему хребту, также включал дистанции для взрослых и детей.
Мотопробег "Ладожское кольцо" — традиционное мероприятие священника и байкера Вячеслава Харинова, президента военно-мемориального мотоклуба OST. "Ладога Фест" сотрудничает с ним уже несколько лет, его мотопробеги связаны с увековечиванием памяти и подвигов всех солдат, погибших во время боевых действий в Приладожье.
Показательные выступления малой авиации "Крылья Ладоги" и прыжки с парашютом соревнования проводятся благодаря опытному пилоту Григорию Кисилёву и Рауфу Алиеву, неоднократному чемпиону мира и России по прыжкам с парашютом. В этом году участники мероприятия совершили красивейший прыжок на остров Коневец.
Многодневная велогонка (бревет) вокруг Ладоги — вызов для истинным экстремалов от велоспорта, которые во время своих пробегов преодолевают огромные расстояния, вплоть до 1200 км. В этом году они также прошли вокруг Ладожского озера.
После всех соревнований участники дают отличную обратную связь. Очень многие впервые оказываются на Ладоге, и, узнавая для себя новые стороны собственной страны, выражают готовность приехать сюда снова. Может, не только ради нового спортивного состязания – но ради незабываемой северной красоты, раскрывшейся перед ними.