Цветы в Петербурге подорожали на 20% за год

Автор фото: Валентин Беликов

Петербуржцы стали внимательнее и экономнее выбирать букеты к 1 сентября. Тем не менее средний чек продолжает расти, по сравнению с прошлым годом он увеличился на 13–15%.

Участники цветочного рынка и аналитики подвели итоги конца августа. Это время для цветочников наравне с 8 Марта одно из важнейших в году. В канун Дня знаний жители города запасаются букетами для учителей, а ретейлеры рассчитывают на высокую выручку.

Выше среднего

По данным IT–компании "Эвотор", в цветочных магазинах Петербурга средний чек покупки букета 31 августа — 1 сентября составил 1663 рубля, что на 24% больше, чем в прошлом году. Cреднее количество покупок цветов (в чеках) выросло на 12%. Средняя выручка магазинов цветов в Северной столице в эти 2 дня была на 39% выше, чем в прошлом году.
В целом по России накануне 1 сентября и в сам День знаний средняя стоимость букета составила 1463 рубля, что на 20% выше, чем в прошлом году. Среднее число покупок было на 11% больше, а средняя выручка цветочных магазинов увеличилась на 34% к 2022 году.
По данным аналитического ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в период с 20 по 31 августа в цветочной рознице Петербурга (включая онлайн) средний чек букета составил 2510 рублей, что на 16% выше уровня прошлого года. Число покупок выросло год к году на 5%, в том числе в онлайне — на 19% к уровню прошлого года. На букеты в целом по России аналитики зафиксировали средний чек на уровне 2340 рублей, что на 14% выше уровня прошлого года. Число покупок выросло год к году на 7%, в том числе в онлайне — на 15%.
Эксперты отмечают, что в этом году фиксируется возврат потребительского спроса на школьные товары к допандемийной модели, когда основной массив покупок сосредоточен в середине и конце августа, без акцентов на середину лета, как было в 2020–2022 годах.
Неторопливый и более расчётливый подход проявился и в покупке цветов. Несмотря на заметное повышение цен, потребители больше сосредоточены на приобретении товара в средней и низкой ценовой категории. Таким образом, средний чек покупки в годовом сравнении вырос не так сильно (рост на 13–15%), как в среднем цены на цветы (рост на 18–20%). В "Чек Индексе" обратили внимание, что рост трат был больше заметен в несетевой торговле.
В пресс–службе маркетплейса локальных магазинов Flowwow "ДП" рассказали, что в последние дни августа средняя стоимость букета цветов в городе на Неве составила 2650 рублей, что на 12% выше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Например, авторские композиции можно было приобрести в среднем за 2820 рублей (+8%), а монобукеты — за 2450 рублей (+17%). Продажи букетов в преддверии 1 сентября, по данным маркетплейса, выросли на 92% год к году. Чаще всего покупали авторские композиции — их продажи выросли в 2,2 раза. Также были популярны монобукеты.
"В этом году мы наблюдали рост интереса к композициям из сезонных цветов: пользователи заказывали букеты из подсолнухов, гортензий и диантусов. Также востребованными оказались композиции с пионовидными и кустовыми розами. Помимо традиционных вариантов к 1 сентября некоторые приобретали букеты из клубники, клубнику в шоколаде и бенто–торты", — добавили в компании.

Потеснить импорт

По словам участников петербургского цветочного рынка, в этом году логистические цепочки поставок цветов изменились, в том числе фокус сместился на небольшие плантации и локальных производителей. За год закупочные цены увеличились. Это связано с волатильностью курса: все расчёты по зарубежным поставкам происходят в валюте, а цена на цветок складывается из закупочной стоимости и доставки.
"Если говорить про локальных поставщиков, например из Краснодарского края, то одна из причин роста стоимости — увеличение спроса на местную продукцию", — поясняют в Flowwow.
При этом в целом последние годы цветочный рынок не сильно ориентирован на российского производителя. В том числе это связано с тем, что после вступления России в ВТО пошлина на ввоз продукции сократилась с 15 до 5%.
"Со ставкой 5% российскому цветку всё труднее и труднее конкурировать с зарубежными аналогами. Основные производства цветочной продукции находятся в южных странах. Главными поставщиками являются Кения и Эквадор. Это страны, где дешёвая рабочая сила, много солнечного света, соответственно, нет затрат на энергоресурсы. Кроме того, как мы выяснили, вода на производства поступает из частных скважин, то есть расходы на водоснабжение комбинаты также не несут. Низкая себестоимость и ставка ввозной пошлины приводят к тому, что цветок приезжает в Россию по крайне низкой цене. Соответственно, наши производители не могут устанавливать свои цены, диктовать свои условия, так как доля российских производителей на рынке составляет только 17% — это очень низкий процент", — отмечает председатель Национальной ассоциации цветоводов (НАЦ) Алексей Антипов.
По мнению цветоводов, местные производители потенциально могли бы получить более высокий заработок за счёт объёмов, чего на данный момент не происходит.
По словам экспертов, сегодня в России работает чуть больше 150 га профессиональных современных теплиц, оборудованных системами микроклимата, полива, системами досвечивания. Если принять во внимание, что урожайность розы может составлять в лучших хозяйствах до 300 шт. / м², а запланированная в среднем — 200 шт. / м², то при условии, что все площади заняты розой, можно произвести максимум 450 млн штук.
"Разумеется, этого недостаточно для России. Только для закрытия потребностей Московского региона необходимо рядом со столицей построить не менее 100 га современных теплиц для производства розы. Рынок малых, фермерских теплиц трудно учесть. Переориентация рынка на российского производителя невозможна в столь краткие сроки, но процесс идёт и, разумеется, он получил ускорение", — говорит специалист по растениеводству "Интерагро" Наталья Давыденко.

Спрос не упадёт

Эксперты, с которыми пообщался "ДП", считают, что резкого снижения спроса на цветочную продукцию не предвидится. Но можно предположить несущественное изменение ассортимента покупаемых растений. Например, возрастёт доля горшечных растений для комнатного озеленения и посадочного материала для оформления ландшафта.
Культура потребления цветочной продукции населением развивалась и формировалась длительное время. На сегодняшний день считается нормой не только дарить цветы на праздники, но и приобретать их для украшения личного пространства. Использование искусственных цветов в оформлении интерьеров общественных мест, таких как гостиницы, школы, библиотеки, общественные мероприятия, воспринимается как дурной тон.