Без паники: оценка состояния российской промышленности от НИУ ВШЭ

Хотя последствия введения антироссийских санкций в 2022 году принято обсуждать со знаком минус, итоги деятельности предприятий позволяют говорить, что в реальности картина намного более пёстрая, были и те, кто увидел в возникших ограничениях возможности и воспользовался ими.

Во второй половине 2022 года НИУ ВШЭ провёл опрос российских предприятий обрабатывающей промышленности, результаты которого подтвердили интуитивные наблюдения и отдельные свидетельства: если больше двух третей предприятий отмечали негативные эффекты от санкций, другая треть отметила также и позитивные эффекты. Основные сложности были связаны с ростом цен на сырьё и полуфабрикаты, разрывами в логистических цепочках, ограничениями в поставках средств производства и оборудования. Именно поэтому санкционный кризис 2022 года отличается масштабной трансформацией цепочек создания стоимости, чего не было ни в один из предыдущих кризисов за современную историю российской экономики. Уход иностранных предприятий и освобождение отдельных ниш предоставили отечественным предприятиям возможность нарастить присутствие на рынках, в том числе подтолкнули инновационную активность предприятий и запуск новых продуктов, обострили конкуренцию за лучшие кадры на рынке труда.
Хотя традиционно после каждого кризиса выделяют пострадавшие и незатронутые отрасли, санкционный кризис в силу масштаба введённых ограничений затронул большинство, однако затронул по–разному. Важно понимать, что реакция предприятий существенно отличалась не только между, но и внутри отраслей. Анализируя динамику предприятий во взаимосвязи с предпринимаемыми ими мерами, мы условно выделили четыре квазистратегии предприятий — трансформация цепочек создания стоимости (24% предприятий), модернизация, включая выход в новые товарные и географические ниши и привлечение квалифицированных кадров (21%), упрощение продуктовой линейки и снижение (часто отказ) от импорта (29%) и сжатие (26%). В каждой отрасли мы нашли предприятия, поведение которых соответствует одной из стратегий. Так что динамика на уровне всей отрасли скорее объясняется тем, какой доле предприятий удалось модернизироваться, а какая доля предприятий, к сожалению, сильно сжималась под влиянием санкций. Далее мы отмечаем наблюдения для каждой отрасли в отдельности.
Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ "Высшая школа экономики"