Экономические показатели крупнейших транспортных производителей Северо–Запада (без автопрома)

Санкционный удар по производству транспортного машиностроения по своему характеру оказался схож с ударом по автопрому — обе отрасли страдали от довольно высокой импортозависимости (исключение разве что спецтранспорт), что поставило под угрозу работу предприятий. Однако в отрасли оказалось гораздо больше тех, кто получил выгоды от санкционного воздействия: около трети предприятий отметили позитивные эффекты и связали их прежде всего с возможностью расширения на внутреннем рынке. Каждое четвёртое из опрошенных предприятий отметило, что они нашли новых поставщиков, при этом примечательно, что это были в равной мере как отечественные, так и иностранные поставщики. Последнее следует связывать с отсутствием аналогов по ряду материалов и полуфабрикатов на отечественном рынке, а также с тем, что предприятия–импортёры обычно способны восстанавливать внешнеэкономическую деятельность под влиянием шоков и сравнительно редко переориентируются исключительно на внутренний рынок. Результирующие показатели отрасли существенно отличаются по регионам, что оказалось определено присутствием иностранцев и в целом масштабом соответствующей отрасли в регионе. Так, индекс промпроизводства транспортного машиностроения в Петербурге по итогам 2022 года достиг 116%, а в Ленинградской области, напротив, существенно просел до уровня 41,9%.