Хрущёвская оттепель: закон о реновации в Петербурге доработают в октябре

Автор фото: "ДП"
Автор фото: "ДП"

Петербургские депутаты возобновили работу над поправками к федеральному законодательству. Корректировки должны смягчить правила реновации кварталов, застроенных панельными домами первых массовых серий.

Приостановленные положения закона о градостроительной деятельности в Петербурге вступают в силу через 3 месяца — с 1 января 2024 года. Речь идёт о статьях, описывающих критерии отнесения неаварийных зданий к домам, попадающим под КРТ; порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию; порядок реализации решения о КРТ; предельный срок проведения общих собраний жильцов. Временно приостановить действие этих положений было необходимо, чтобы депутаты могли проработать все положения многострадального закона о КРТ, принятого уже больше года назад, и привести его в соответствие с требованиями недовольных граждан, чьи дома попали под комплексное развитие.

Реанимация поправок

Глава рабочей группы общественного штаба по вопросам КРТ депутат ЗакСа Денис Четырбок сообщил "ДП", что усовершенствованный законопроект будет представлен на пленарном заседании регионального парламента 11 октября. А 18 октября законопроект планируют направить в Госдуму. То есть петербургские законодатели рассчитывают уложиться в отведённые сроки.
Поправки в федеральный закон, подготовленные депутатами ЗакСа, в конце августа смутили комиссию по жилищной политике и жилищно–коммунальному хозяйству Совета законодателей РФ при Федеральном собрании. На стадии рассмотрения комиссия не рекомендовала вносить в Госдуму предлагаемый Петербургом законопроект. Но в итоговом заключении употреблять резкие формулировки не стали и рекомендовали доработать проект с учётом предложений и замечаний. Новый вариант поправок был представлен и одобрен на заседании общественного штаба по КРТ 25 сентября.
"Анализ проекта законодательной инициативы показывает, что его авторами не в полной мере оценены возможные риски нарушения проектируемыми нормами законных прав и интересов всех участников рассматриваемых правоотношений. В пояснительной записке и в материалах, приложенных к проекту законодательной инициативы, отсутствуют аналитические и статистические материалы, которые подтверждают необходимость предлагаемых изменений", — указано в заключении комиссии по жилищной политике и жилищно–коммунальному хозяйству Совета законодателей РФ при Федеральном собрании.
Работа над поправками началась в феврале этого года. При этом с самого начала речь шла о корректировке именно федерального, а не городского закона. Денис Четырбок поясняет, что законы, которые принимаются на городском уровне, должны соответствовать федеральным нормам. Пересилить нормы федерального закона городским юридически невозможно.
"Представим, что в Законодательном собрании принят свой городской закон без изменения федерального законодательства. Он будет прямо противоречить нормам федерального закона и, соответственно, будет оспорен. Эти нормы просто не будут работать", — говорит он.
Говоря о сути разрабатываемых поправок, Денис Четырбок отметил, что у петербуржцев сейчас есть две основные претензии. Первая касается географии расселения. Согласно федеральному закону оно должно производиться в границах городского округа. Однако Петербург — это одновременно и регион, и город федерального значения с населением больше 6 млн человек. Логичнее было бы определять здесь границу расселения с учётом местной специфики: в пределах квартала, муниципального образования или административного района. Чтобы получить такое право, нужно изменить федеральный закон.
Вторая претензия связана с порядком вступления в программу. "Федеральный закон исходит из того, что если общее собрание собственников дома не состоялось по каким–либо причинам, то дом автоматически попадает под программу КРТ. Мы предложили другую конструкцию — попасть в программу можно только добровольно. Жители сами должны на общем собрании принять такое решение. Это принципиальная позиция горожан и депутатского корпуса. Но чтобы такое правило установить, нам опять же требуется изменить федеральный закон", — пояснил депутат.

Глас народа

При этом среди участников общественного штаба есть группа инициативных жителей и муниципальных депутатов. С момента создания штаба они на каждом заседании зачитывают или пытаются зачитать обращения петербуржцев с требованием убрать сам предмет спора, то есть полностью отменить закон о КРТ.
Так, на последнем заседании активистки Анастасия Кузнецова и Наталья Самерсова хотели зачитать своё коллективное обращение, под которым также подписались несколько членов общественного штаба. Глава рабочей группы штаба Денис Четырбок напомнил, что они находятся "не на митинге", и отключил микрофоны. После чего Кузнецова и Самерсова покинули заседание штаба. Позднее активистки опубликовали полный текст обращения, которое не удалось озвучить на заседании.
"Все наиболее важные и значимые предложения, вносимые нами на основании требований жителей хрущёвок, были отвергнуты большинством членов рабочей группы, основу которого составляют депутаты Законодательного собрания. Законодатели, без учёта реального мнения жителей по итоговой версии правок и прикрываясь общественным штабом, направили их на рассмотрение в Государственную думу", — сказано в обращении (полный текст есть в распоряжении редакции).
Кроме того, в настоящий момент петербургский городской суд рассматривает коллективный иск петербуржцев об отмене закона о КРТ.

Невыгодная сделка

Тем не менее вполне очевидно, что с кварталами хрущёвок что–то надо делать. Как говорят участники строительного рынка, без реновации кварталы будут постепенно маргинализироваться. Вопрос не только в том, что у этих домов выходит срок эксплуатации, но и в том, что используемые при их строительстве проектные решения середины XX века выполняли другие задачи, которые сегодня неактуальны. "Любой покупатель недвижимости при выборе между хрущёвкой и новостройкой выберет последнюю. А кварталы старых домов будут постепенно превращаться в гетто. И такой процесс уже пошёл", — считает Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС".
С этим согласна Ольга Шарыгина, вице–президент Becar Asset Management. "Что может ждать эти кварталы без обновления? Обветшание и смерть. Часть хрущёвок действительно нуждается в реновации, часть может ещё постоять какое–то время. В текущих условиях сложно рассуждать на тему вовлечения государственных средств, поэтому ответ на вопрос, откуда взять деньги, банален — девелоперы и население", — говорит она.
Остаётся актуальной и проблема рентабельности реновации. Например, в Москве она, по оценкам, в 2–3 раза выше, чем в Петербурге. Путь реновации серого пояса и хрущёвской застройки Москва прошла несколько раньше. Кроме того, в столице сформировались менее зарегулированные и поэтому более эффективные механизмы. Город умело трансформировал градостроительные потребности в инвестиционную нагрузку, а с учётом высокой стоимости недвижимости новые проекты девелоперов успешно окупались.
В Петербурге до этого далеко. Когда год назад "ДП" совместно с экспертами рынка определял наиболее перспективные кварталы для реновации, даже в лучших из них рентабельность составляла 30–50% (то есть 5–8% годовых), притом что сроки реализации каждого из проектов — 4–7 лет. Кроме того, в нынешней экономической ситуации город просто "не съест" такое количество жилья. По подсчётам "ДП", для реновации первых 10 локаций потребовалось бы как минимум 3,2 трлн рублей, при этом построить можно было бы 32,6 млн м2 жилья. Это как минимум 10–15–летний объём строительства жилья в городе.
Наиболее интересными районами для реновации в Северной столице и сейчас являются Московский, Фрунзенский, Кировский, Калининский и Выборгский. Они располагают хорошими транспортными развязками и являются привлекательными для инвесторов. Но при этом районы застроены достаточно плотно, что создаст сложности при возведении первых домов для предоставления жителям расселяемых зданий.
Для эффективной реализации программы реновации необходимо применять индивидуальный подход к каждому кварталу. Важно создать специальный орган, который будет отвечать за повышение качества жизни собственников при переселении. При оценке эффективности программы необходимо учитывать не только количество квадратных метров, но и развитость инфраструктуры, высоту и плотность построек, уровень озеленения и доступность новых жилых комплексов с точки зрения транспорта. Идеальным решением будет заменить старое жильё на новое в пределах тех же кварталов, чтобы собственники не покидали привычную обстановку. Переселение в другие районы должно быть обосновано и убедительно представлено.
Игорь Карцев
генеральный директор ГК "Максимум лайф девелопмент"
Реновации подлежат интересные кварталы, расположенные в востребованных районах Петербурга с хорошо развитой инфраструктурой. Панельные хрущёвки в большей части находятся в предаварийном состоянии, и, конечно, реновация необходима. Новые современные дома технологически совершеннее, энергоэффективнее и в целом более комфортны для жизни. Для реализации проекта реновации необходимо на законодательном уровне определить условия и утвердить порядок предоставления квартир, понятный и девелоперам, и жителям. Важно учесть возможность жителей сохранить привычный быт и остаться в районе проживания. В нынешних условиях экономическая эффективность снижается, любые новые вводные по обязательствам застройщика существенно влияют на рентабельность проекта.
Мария Баланкова
заместитель генерального директора по развитию ГК "Полис"
Даже если история разрешится в пользу горожан, петербургские депутаты сильно подставились. Позитива от этой истории в финале не будет. У всех уже есть некое отношение к законодательным органам власти, что они не самостоятельны и обслуживают исполнительную власть. И если смотреть на деятельность законодателей, всё больше полномочий они исполнительной власти передают. То есть, даже если закон о КРТ действительно будет исправлен и они будут относить это себе в заслуги, для многих людей это будет не слишком важно. Люди просто им не поверят.
Александр Конфисахор
доцент кафедры политической психологии СПбГУ